Интервю с Владимиром Слобожаниновым. Джентльмен в городе, соперник — на ухабах.

Автомобиль сегодня чем-то сродни мобильному телефону или модному аксессуару: купил, попользовался, надоел, поменял. Или это все-таки что-то большее, чем просто дорогая игрушка? О роли авто в своей жизни и о своем увлечении, связанным с автомобильным спортом, рассказывает заядлый гонщик, постоянный участник всех внедорожных соревнований Владимир Слобожанинов.

Интервью с пермским гонщиком Владимиром Слобожаниновым.— Владимир, кто же вас надоумил принять участие в гонках?

— Никто. Сам захотел. Дело в том, что раньше я занимался автомобильным бизнесом, связанным с доставкой автомобилей из Тольятти в Пермь, много ездил на машинах. Плюс еще, армейский опыт сказывался. Мне повезло, в нашей части служили ребята, имеющие отношения к автомобильному спорту, тоже кое-чему научили. А в начале 2000 года автоспорт стал активно развиваться в Перми, организовывались различные соревнования. Вот я и решил попробовать себя в роли гонщика.

В 2001 году мне представилась такая возможность. Договорился с одним своим приятелем, что он станет моим штурманом. «Выбил» для соревнований служебную Ниву, на тех условиях, что если с машиной что-то случиться куплю ее владельцу новую. Поковырялись в автомобиле дня два, что-то поменяли, что-то подкрутили и поехали на «Ухаб».

— Какими оказались ваши первые впечатления?

— Это что-то совершенно неописуемое. Эмоции накрыли меня с головой. Ощущение скорости вскружило голову. Больше всего меня поразили результаты соревнований. После стартов я стал искать себя в последних строчках протокола (участвовало около 70 экипажей), а нашел в десятке — такого успеха я, конечно, не ожидал.

— И после этого, вы стали постоянным участником всех «внедорожных баталий»?

— Нет, потом был достаточно длительный перерыв. Машину мне больше никто не давал. После первой гонки моего штурмана два часа откачивали представители МЧС. Помню, он долго не мог прийти в себя от той бешеной скорости. Но в итоге, все закончилось благополучно. Через два года я приобрел собственную ниву, и в 2004 мы снова отправились покорять «Уральский Ухаб».

— На этот раз обошлось без жертв?

— Как сказать. Во втором нашем заезде пострадала наша «лошадка». Ниву мы попросту утопили. В огромном броду машина стала неуправляемой, поплыла и в результате врезалась в другую. Вода захлестнула весь салон, сгорела вся электроника, компьютер, датчики, сигнализация, бензонасос. Восстановление машины обошлось в «копеечку». Жалко, конечно, было, но зато пришло понимание того, что для гонок автомобиль нужно готовить серьезнее.

— Что же представляет собой ваш сегодняшний друг на колесах?

— О, данный аппарат (указывает на обычную с виду Ниву) подвергся уже серьезным преобразованиям. Правда, к этой модели мы тоже пришли не сразу. В 2005 опять же на «Ухабе» снова «угробили» машину, да еще на опробовании, так сказать «не дожили» даже до основной гонки. Выявили существенные огрехи в подготовке автомобиля. После чего доверили «доводку» машины специалистам. Через свои контакты я вышел на спортсменов в Тольятти. Мне посоветовали обратиться за помощью к руководителю подразделения АвтоВАЗа, который готовил автомобили для гонок «Париж-Даккар».

Мы купили те элементы, которые уже были обкатаны на «Дакаре»: передние и задние дисковые блокировки, усиленные редукторы, приводы, раздаточную коробку с синхронизированным рядом переключения передач. А двигатель нам собственноручно изготовил легендарный «Колобок» — Александр Михайлович Нуждин — чемпион СССР по ралли, славящийся своими самыми быстрыми моторами.

— Представляю, в какие суммы вам это обошлось…

— Да автомобильный спорт недешев. В автомобиль для соревнований необходимо вложить как минимум столько же сколько он стоит. При этом универсальной машины быть не может, каждая «затачивается» под определенный вид соревнований, будь то джип-спринт «Уральский Ухаб», джип-триал (преодоление препятствий) или трофи-рейд (автомобильное GPS-ориентирование). Доработка автомобиля — процесс творческий и практически бесконечный. Суммы также бесконечные.

— Кстати о видах соревнований, сейчас что ближе по духу?

— Трофи-рейд. Сумасшедшие скорости меня уже больше не привлекают так, как решение сложных задач. Существует поговорка: «Трофи это вам не шахматы, тут головой нужно думать!». И потом мне приятна та атмосфера дружеского общения, которая более всего характерна именно для этого вида. Поскольку в этих соревнованиях всегда можно рассчитывать на помощь друзей в трудной ситуации, хотя формально вы можете считаться соперниками. И потом, трофи — это совсем другая жизнь. Здесь ты снимаешь галстук и оказываешься по уши в грязи. Какие-то личные проблемы или неприятности связанные с бизнесом отступают на второй план.

— А какой вы водитель в обычной жизни?

— Намекаете на то, не гоняю ли я по городу? Нет, настоящие гонщики по городским дорогам ездят аккуратно, без хамства и лихачества, спортсмены своего рода джентльмены в обычной жизни. Поверьте, аварийные ситуации создает, как правило, тот, кто только сел за руль, и боится съехать с асфальта.

— А машины вы часто меняете?

— В среднем раз в два года. Я активный водитель езжу много, и за это время авто наезжает порядка 100 тысяч километров. Мне экономически не выгодно эксплуатировать машину в дальнейшем, лучше новую куплю. Кроме того, современный автопром достаточно часто предлагает новые модели, активно развивается. А мне всегда интересно попробовать новинки.

— Какие марки авто вам более всего интересны?

Поскольку мне все же не чужд дух скорости, поэтому меня больше привлекает Subaru. Это легендарный производитель, многократный чемпион мира по авторалли. А из всего перечня моделей этой марки я остановил свои выбор на модели Forester, базирующейся на платформе Impreza с очень вместительным и удобным салоном.

А раньше я, кстати, был сторонником российского автопрома. Хоть его все и ругают, но мне кажется, что при правильной эксплуатации отечественный автомобиль может служить исправно.

А вообще, мне кажется, что машина это второе лицо человека. Но я сужу о человеке скорее не по марке автомобиля, а по тому, как он к ней относится. Хотя марка то же своего рода показатель. По ней можно понять, что человек любит, либо дешевую напыщенность, либо скорость, надежность, проходимость.