Алексей Горшенев: Попса – это шаверма

Алексей Горшенев, лидер группы «Кукрыниксы»Коллектив с необычным «художественным» названием давно и прочно обосновался на отечественной рок-сцене. На счету у «Кукрыниксов» несколько альбомов с самыми разными композициями, отличающимися глубиной текстов и яркими, цепляющими мелодиями. Сегодня музыкантам удается совмещать коммерческий успех и верность своим принципам. О месте группы в российском шоу-бизнесе, мы беседуем с лидером «Кукрыниксов» Алексеем Горшеневым.

«Музыкальный автомат, даешь вручение наград. Все это называется формат»

- Традиционный вопрос для любого творческого человека, чем группа занимается сейчас, и что планируете в дальнейшем?

- Пока готовим выпуск DVD с концерта в Юбилейном, который мы отыграли 29 марта. Аудио с этого мероприятия мы уже выпустили. В планах, естественно, запись нового альбома. Материал, в принципе, есть всегда, творческая личность ведь не прекращает работу. Дмитрий Гусев пишет мелодии, Роман Николаев аранжирует на компьютере, я под них пишу тексты. Из 20 композиций выбирается примерно 12, репетируется и записывается. В нашей жизни было много вещей, когда мы записывали альбом практически без репетиций. Да все альбомы так и записали. Это, конечно, не совсем правильно, но понятие шоу-бизнес для нас тогда было чем-то эфемерным, поэтому мы все делали проще. Сейчас мы решили, подойти к этому делу серьезнее.

- То есть, отношение к шоу-бизнесу изменилось? Что ты сегодня вкладываешь в это понятие?

- Это способ выживания группы, получение средств от того, что мы делаем. В нашем варианте, когда у нас нет ни телевидения, ни активного радио, шоу-бизнес ограничивается лишь зарабатыванием денег с продажи альбома и с концертов. Год-полтора назад, появился какой-то смысл в выпуске атрибутики.

Другое дело российский шоу бизнес вообще. На Западе, к примеру, это все-таки больше работа, чем желание, вкачать какой-то фарш в головы людей. У них, как правило, сначала артист прорывается, а потом покупается лейбл. У нас наоборот, сначала покупают лэйблы, а потом эти же лейблы начинают раскручивать всяких псевдоартистов. Но это ересь.
Система хит-парадов тоже вот… Как можно спорить, какая песня лучше? Это глупо. Или премии: одним дают, а другим нет. Кто это решает, по каким критериям? Это же игра.
Методы продвижения опять же… Мы и сами с этим столкнулись, при выпуске альбома «Раскрашенная душа». Мы-то просто продали его компании «CD-Land», а они начали промоушн через «Кушнир Продакшн». Запускали всякие утки, мы потом читали и удивлялись (Вот лишь несколько заголовков газет: «Из-за лидера «Кукрыниксов» Анжелика Варум уходит от Агутина», «Солист «Кукрыниксов» хочет затмить Гарри Поттера», «Солист «Кукрыниксов» спас девушку от панкующих подонков», - прим. Авт.). Несли ересь всякую, и в то время это считалось, прикольным. И у других также, типа «Земфира выходит замуж за Петкуна» в «Комсомолке» на первой полосе. Попытка продвижения не за счет музыки, а посредством создания некоего муляжа вызывает у меня ухмылку. Это грубо и глупо, не для рок-музыки.


«Шел человек, оклеветав крылья свои»

- Скажи, а взгляд на попсу тоже изменился, по крайней мере, песню с таким названием вы в последнее время не исполняете?

- Так «Попса» это же не наша вещь. Это совместный проект разных групп. Раньше исполняли достаточно часто, но она довольно сложная. Дело в том, что я плохо запоминаю текст, а это почти речитатив, как в случае с цоевской «Скоро кончится лето», поэтому сбиваюсь. Хотя вещь интересная, и наше мировоззрение не изменилось.

Да и что такое попса? Это просто некачественная музыка, основанная на подмене понятий. Это шаверма, которую можно быстро схватить на каждом углу и наесться. Она может быть везде. Видишь, идет человек в свитере «Dolce & Gabbana», ну идиот идиотом, попсовый приземленный человек, ему больше ничего и не надо. Вот магазинчики, под которые владельцы выкупили квартиры на первом этаже у ветеранов войны. Сегодня здесь «Золото» и «Любимая посуда», завтра что-то еще.

Если говорить о музыке, то есть попса и есть эстрада. Никто ведь не скажет, что то, что делают Шер или Мадонна, это какое-то безумие. Ведь они четко знают свою линию, отрабатывают ее на 100 процентов. У нас тоже есть примеры, но это в основном люди, начинавшие в советское время, такие как Юрий Антонов. Из современных, «Гостей из будущего» можно выделить, они сами писали музыку, сами себя двигали. Есть эстрада, все то, отчего не плющит, что не относится к откровенной пошлятине, и есть «Отпетые мошенники», которые не хотят работать, им проще быть гламурными и поверхностными.


- А мировоззрение не помешало спеть с Аленой Апиной?

- А причем здесь это? Во-первых, это было в записи для Новогодней ночи, а в праздник можно и покуражиться. Во-вторых, мы сами выбирали, что петь, и как петь, сами делали аранжировки, сами сделали эту вещь такой тяжелой. Наша задача была, не то чтобы поглумиться, было просто интересно человека типа Алены Апиной попробовать влить в нашу атмосферу. Мы не под кого не подстраивались, не под кого не косили. Я не считаю, что мы тогда сделали какой-то шаг назад. И потом изначально не было к Апиной никакого негативного отношения. Человек, как человек, ну затянуло ее в 80-е годы, тем более для девушки это не страшно, если она исполняет попсовые вещи. Для нее это интересно и важно. Вот если мужик этим занимается, то у меня уважение к нему пропадает. А Апина ведь еще не самый плохой вариант.

«Как объяснить тебе, что это с нами?»

- С Апиной спели, а с братом? Ты часто говорил о желании сделать совместный проект…

- Да желание есть. Но мы никак не можем состыковаться. Бывает, мы в туре, он в Питере, потом, когда мы возвращаемся, «Король и шут» дает концерты в других городах. Возможно, нам нужен человек с продюсерским уклоном. Сами мы с Мишкой люди, по сути, не организованные, да и много сил уходит на свои команды. Но дуэт, конечно, все равно будет, мы не отказываемся от этой идеи.

- Вас с братом часто сравнивают, не возникает чувства соперничества?

- Соперничества нет. Наоборот стараемся обмениваться опытом, подсказываем что-то друг другу. И потом, наши коллективы же все равно очень разные. Аудитории у нас не совпадают. У нас постарше все-таки люди, больше в возрасте 25-30 лет. А у Мишки поклонники, как правило, заканчиваются на 18-летнем возрасте. Это в общей массе, хотя конечно, есть люди, которые интересуются их музыкой и в 40 и в 50, точно так же и у нас есть 13-летние подростки. Нашу публику сложнее собрать на большие площадки, так как у них есть и другие дела. Но я бы не хотел, чтоб моя аудитория основывалась на подростках 15-16 лет, в своих песнях я несу вещи, которые им чужды. Ну как объяснить подростку, что таится в песне «Звезда, или что такое «Черная невеста». Он не поймет, он просто зацепиться за слова, скажет: «О, прикольно, черная невеста», не более. Люди должны пожить, понять что-то, чтоб для них это было актуальным.

«Может, мы кому не подадим своей руки»

- Михаил Горшенев как-то отметился очень резким интервью, это часть образа, или он такой и есть?

- Представь, сейчас будет выступление, исполнитель на взводе, в воздухе уже щелкают какие-то такие энергетические штуки. Он думает о том, как проявить себя на сцене, ну не до интервью ему в этот момент. А тут появляются какие-то идиоты, и начинают спрашивать какую-то ересь, типа «Сколько ты зарабатываешь?». Естественно, его начинает это злить. По идее он прав, но несколько переборщил, выплеснул слишком много негативной энергии. Но все равно такие вопросы лучше не задавать. Во-первых, есть масса других интересных тем, так нет же, люди с желтым видением этого мира спрашивают одно и то же. Во-вторых, за вопросами о доходах, как правило, следуют вопросы-комментарии: «А не много ли вам?», или «Вы что такие лохи, играете за такие маленькие деньги?». Почему артист, профессионал в своем деле, должен слушать какие-то попутные комментарии не далекого и не умного человека? Это может быть, конечно, интересно подано, но нужно интересоваться такими вещами очень аккуратно, а не с такими понтами, мол: «Ты рок-н-роллщик, а тут деньги зарабатываешь!». Естественно, мы зарабатываем деньги, не на дотации же от государства живем.

- Может, это как-то связано с популярными нынче разговорами о чистоте русского рока, ведь для многих материальный аспект является единственным критерием, для определения скатывания группы в попсу?

- Не в этом дело. Те группы, которые изначально хотели уйти в попсу, уходят. «Уматурман», «Звери» и так далее, но таких примеров на самом деле не очень много. И опять же, они просто так видят мир, они смотрят на него со стороны барной площадки, и не было у них никогда стремления завоевать рок-н-ролльные площадки. Остальные команды, давно работающие в направлении рок-музыки, так и остаются неформатными. Ну, спел Сплин «Мое сердце», которое считается попсовой вещью, так и Шевчук спел «Осень», это тоже не особо рок-музыка, на которой можно основываться. Другое дело, что эти люди все равно остаются реально пробитыми рок-музыкой.

- А сам, когда начинал, на какой музыке рос, были ли кумиры?

- Много было. На третьем курсе, я был похож на Роберта Смитта. У меня и прическа была такая же, и ходил всегда в пиджаке, белых рваных джинсах и кедах. Это был для меня один из главных кумиров. Дэйв Гэхан нравится. Но это не фанатизм, а некая эстетическая сторона. А вообще все слушали и Дин Рид, и Толкинг Хэдс, и Пугачеву, и Алису, мы же росли в то время музыкального вакуума. И любой человек, приносящий какую-то кассету, воспринимался за друга. Были даже специальные ларьки, в которых на кассеты записывались разные группы. В то время не было не интересной музыки.

«Не спеши куда-то с этим ветром спешить,
От такого стука сердце сразу может что-то решить»

- Ты согласен, что рок перестал быть музыкой протеста?

- Нет, просто изменился характер протеста. Раньше некоторые вещи у различных групп отражали несогласие с социальной атмосферой, политическим режимом. Мальчики мажоры, гопники. И это было востребовано, потому что тогда считалось актуальным. И сейчас это есть, взять хотя бы группу «Люмен», тоже протестуют против социальной какой-то штуки. Но для меня лично это пустое дело. Я протестую не против социума, а против глупости в социуме. Не социум является проблемой, а глупые люди, позволяющие быть ему таким, какой он есть. Петь про неустроенность молодежи и политический режим, я не хочу, это глупости. Я буду петь про то, что люди слишком много думают не о том, о чем нужно бы подумать. Мне не 17-20 лет, что тупо протестовать. Я пытаюсь разобраться, почему происходит так или иначе, от чего это зависит.

- Но при этом какой-то политической позиции ты все же придерживаешься?

- Лишь бы не было хуже – вот моя позиция. Мы ведь даже не понимаем еще того, что сейчас происходит, мы не можем это объективно оценить. Хорошо ли плохо, что у нас автоматически выходят приемники президента? С одной стороны вроде как не этично и бросает тень на нашу демократию. А с другой – есть ли у нас варианты? Так давайте не будем ругать то, что есть, а последовательно готовить варианты, чтоб было лучше. Если мы их не готовим, то и нечего пенять на отражение в зеркале. Я за то, чтобы решения не были огульными, чтобы не говорили потом: «Ну, я же не знал, что у нас все так закончится, что половина умрет, от того, что мы тут все поменяли к черту». Все эти политические неразберихи, оборачивающиеся войнами. А что есть самое главное? Жизнь. А если мы эту жизнь теряем, какой мне хрен, если я мертвый, кто там, Путин или кто-то другой. Поэтому протестовать, как это делал Цой со своей музыкой: «Мы ждем перемен», - сегодня бессмысленно. Тогда это было нужно. Мы знали, что нужно снести все, и построить демократичное государство, с рыночными отношениями, либеральными движениями. Мы были в этом уверены, и Цой не был голословен. Сейчас это неактуально.

Каких перемен? Зачем? Что менять? КГБ-шника на экономиста? А экономист не разбазарит все наши внешние связи, которые сейчас итак на уровне минуса? Кому это решать? Большинство людей вообще не врубаются, что сейчас происходит, именно они и обманываются государством на выборах. Но, слава богу, что люди остепенились, им сегодня достаточно своего участка, своего кошелька, чтоб не лезть куда-то дальше. И пусть будет этот приемник. На следующие выборы вернется Путин. Я не сторонник менять что-либо, если не уверен, что будет лучше.

Алла | 93.125.93.164

Я давняя поклонница рок-музыки. Мы выросли на музыке группы "Ария" "Кино", "Алиса"...Я всегда воспринимала рок-музыку как некий протест чему-либо, но в то же время, благодаря текстам рок-групп, невольно начинаешь заниматься самокопанием, т.е. пропускаешь музыку через себя. В этом суть это этого явления - "рок". С творчеством "Кукрыниксов" познакомилась в начале 2000-х. Это было "Последнее письмо". Я не ожидала, но меня, как говорится,"торкнуло". После этого родилась моя глубокая и необратимая симпатия к их творчеству. В частности, к творчеству Алексея Горшенева. Я ему искренне признательна за то, что он делает. Судя по всему, человек он глубокий и мыслящий. Сомневаюсь, что подростки могут оценить по-настоящему суть м глубину его текстов. Для этого реально нужно пожить, кое-что испытать, набраться жизненного опыта. Возможно, подростков здесь больше привлекает "черный" антураж. Но это всего лишь оболочка, не более того. В силу возраста им можно простить. А вообще больше вникайте в суть текстов, как говорится,- "зрите в корень".

Ирина | 88.154.75.37

В одном из итерв ю я прочитала что Алексей говорил а том что его главный критик сын . У него есьть дети?

Анастасия | 188.122.235.42

Спасибо за это интервью. Практически всё, что было на данный момент интересно, я в нём нашла.

CaH4eZ | 95.72.184.139
Полина сказал(а):
Огромное спасибо за интересное интервью!но я хочу поддержать мнение Фариды.На мой взгляд,такие не...

Он в общем сказал)

CaH4eZ | 95.72.184.139

Да всё правильно он говорит, то что лет в 13 - 15 подросткам может понравиться в основном исполнение и музыка. А понимать глубоко тексты позже.
у КиШа весёлая музыка. Тексты простые, исполнение отличное как в песне "Кукла колдуна", послушав отлично поднимает настроение.
А у Кукрыниксов исполнение, музыка интересны, а тексты посложней будут и это интересно, он захватывает не бытовые проблемы, а духовные, что то выше..
По этому по настроению. Одинаково слушаю КиШа и Кукрыниксов
Марина тебе отдельное спасибо!=)

Не выше четвертого уровня | 213.79.86.5

Знаете, мне за пятьдесят. И я одинаково с удовольствием слушаю и Алексея и Михаила. Вот так! Хотя я понимаю, что на концертах Алексея вряд ли кто орет "Панки хой". А на концертах КиШа есть личности не переваривающие Алексея.

Полина | 80.234.27.177

Огромное спасибо за интересное интервью!но я хочу поддержать мнение Фариды.На мой взгляд,такие неподдельные, искренние,душевные,одновременно трагичные и жизнеутверждающие песни,как песни Кукрыниксов,могут быть понятны любому чувствующему,небезразличному человеку,не зависимо от возрата.Песню"Звезда" услышала в 15 , еле сдерживая боль и слёзы ,и именно с этой песни началось моё уважение и любовь к року и творчеству Кукрыниксов.Спасибо Алексею Горшневу и всем Кукрам за презамечательные песни!!!

Марина Ярдаева | 109.195.145.221
Фарида сказал(а):
Меня не устроил его ответ на счет того,что его не должны слушать 17 летние подростки!Я слушаю и м...

Так и быть, я ему передам вашу претензию:))))))))))

Фарида | 217.118.79.21

Меня не устроил его ответ на счет того,что его не должны слушать 17 летние подростки!Я слушаю и мне 17!И стараюсь понять песню из глубины....

Екатерина | 92.113.134.177
Марина Ярдаева сказал(а):
Екатерина, спасибо за отзыв. Что касается конкретно этого интервью, то изначально не было задачи ...

Большое Вам спасибо за ответ, Марина!
Просто у кого ни спрашиваю, мне никто не может ответить, я уже подумала, что это какое-то неписанное правило - не задавать Алексею вопросы на тему его личной жизни, нечто вроде запретной темы. Спасибо, что Вы мне объяснили =) !