Парадокс педагога

Учитель... Какие тут всплывают ассоциации? Увы, часто и у многих не самые положительные. Для многих педагог — это какой-то неудачник. Некое издерганное, замордованное существо. Затюканный бюджетник-приспособленец (кто еще станет участвовать в фальсификации выборов?). А еще педофилы встречаются (привет, 57-я школа!). В общем, врагу не пожелаешь такого реноме. Но кто заваливает «всех этих недосеятелей недодоброго недовечного» из года в год цветами в их профессиональный праздник?С днем учителя - коллаж

Очень знаете, интересно, откуда такое лицемерие в обществе.

Потому что вот ведь еще какой парадокс: сегодня как никогда прежде мы, каждый из нас, можем влиять на ситуацию, мы можем выбирать учителя для своих первоклашек, можем менять выбранного на другого или добиться, чтоб он стал учить иначе, мы можем вместе с ним участвовать в так называемом учебном процессе. А если ничего хорошего совсем не выйдет, а выйдет какая-нибудь дрянь, мы можем учителя и уволит. И даже засудить. В общем, полная демократия. Но пользуются ли у нас ей? Умеют ли вообще пользоваться?

Пользуются и активно. То тут скандал, то там показательный суд. Но пользоваться все-таки не умеют, совершенно. Приходится это признать, потому как лучше от такой активности что-то не делается.

Я сейчас наблюдаю за совершенно нелепой историей противостояния учителя и родителей. Суть вот в чем. Родители, как и большинство нынешних замороченных, в смысле очень ответственных родителей, долго-долго выбирали своим чадам подходящего учителя (по советам знакомых, по отзывам в интернете). Выбирали, выбирали и... выбрали. Еще за год до первого класса пришли знакомиться. Учитель им тогда давай обрисовывать условия.

- Я, - предупредила она, - педагог по нынешним временам строгий, уроков ставлю больше, чем в среднем бывает, домашнее задание даю в первом классе, что не вполне согласуется с новым стандартом.

- Прекрасно! - воскликнули родители. - Нечего детей расслаблять. А стандарты — ну их! (Приятно еще и против системы пойти, которая и правда совсем не того-этого).

- Мне, - продолжила учительница. - интересны только хорошо подготовленные дети и не только в образовательном смысле, чтоб умели читать-писать, но и в смысле бытовом, чтоб шнурки сами завязывали, чтоб за ручку никого не водить.

- Разумеется! - откликнулись хором родители. - Мы ж понимаем, школа — это серьезно, мы — готовы, главное — качество!

- Подумайте хорошенько, стоит ли оно того, - опять предупредила учительница, - Многие из вас и живут-то далеко (ну, кто нынче ходит в школу по прописке?), а мне нужно, чтоб все были собраны за полчаса до уроков.

- О, да! - родители в экстазе чуть ли не в ладоши захлопали.

А вы бы не захлопали? Все знакомые и весь интернет учительницу нахваливают, а она еще ведет себя так, словно ей все это не очень-то и надо, как будто знает себе цену что ли, как будто все у нее очень-очень, как будто еще надо заслужить у нее учиться. Ну, ясен пирожок — надо брать!

А потом, уже в этом году пошли детки в первый раз в первый класс. Неделя, проходит, две, какой-то ропот уже стал по углам раздаваться, а через три (то ли дети совсем разнылись, то ли родители после рабочей смены задолбались с домашкой), но прогрохотало:

- Да что же это вообще такое! По пять уроков в день, и письменное на дом задают! Что за...

- Так ведь я предупреждала, - опешила учительница. - И вы же сами...

- Да что вы себе возомнили! А нормы-то, нормы! Мы на вас директору!

И пошли, правда, написали коллективное заявление. Было разбирательство, учительницу уже хотели уволить, но она оказалась человеком гибким — нормы, так нормы — вычистила из расписания пятый урок и... перенесла его в факультатив.

И опять пошла буча. Как это факультатив?! Это, значит, кто-то будет ходить, кто-то нет? Это же какое-то неравенство, ущемление в правах. Фашизм! А ведь ходить неудобно. Это ж надо на продленку оставаться и тогда — о ужас! - обедать в школе. А дети же такое не едят! С собой заворачивать? А кто погреет, кто ротики утрет, в конце концов? Или домой забирать, а потом снова вести?

И это ведь не какое-то локальное безумие, это же сплошь и рядом. С одной стороны, наш прогрессивный люд ругает ФГОС, который сделал началку каким-то продолжением детского сада, с другой — эти же самые продвинутые родители жалуются в прокуратуру на педагогов, отступающих от регламента. С одной стороны, у нас ждут от учителя чего-то сверх учебы, какого-то там морального влияния что ли, с другой — хотят чтоб учитель не лез не в свое дело и занимался своими прямыми обязанностями.

С обязанностями, к слову, все совсем не понятно. Много ли родителей понимают хоть что-нибудь в профессионально-педагогической компетентности? Спросите, и вам начнут рассказывать что-нибудь про то, «чтобы человек был хороший», чтобы каждому троечнику особое внимание, потому что «не бывает неспособных детей». Спросите, и обязательно услышите, что учителя «должны», «обязаны», что им за это деньги платят и между прочим «из нашего кармана», а значит и «мы имеем право требовать качества образовательной услуги» (за этот термин вот некоторые особенно держатся).

Но вот в чем нюанс: мы сегодня не только имеем право требовать качества, мы еще имеем возможность на это самое качество влиять. Пожалуйста, приходите хоть на урок и ведите вместе, я уж не говорю о внеурочке. Но много ли охотников. «Ага щаззз, - округлят глаза родители, - за наши-то налоги, нам самим и это-самое».

Невозможно одновременно относиться к учителю как к обслуживающему роботу и спрашивать как с человека, нельзя брезгливо морщиться в сторону педагогов и доверять им своих детей. Вдумайтесь, 14 % россиян считают, что учителя наши работают плохо и очень плохо, экстерном же учатся сегодня не более 1,5 % школьников. Да и те немногие, кто выбирает экстернат, чаще делают это вовсе не из-за ужасных учителей, а из-за невозможности больше мириться со всеми вывертами системы.

Но все равно люди тоскуют по какому-то абстрактно-идеальному педагогу, но не понимают, что они от него такого идеального хотят, каким он должен быть. Люди тоскуют по какому-то универсальному профессионалу и человеку, но почему-то не спрашивают себя, должны ли они сами хоть как-то соответствовать, и если нет, то не является ли их тоска — банальным брюзжанием вечно недовольного потребителя.

Тут вот еще наткнулась на дискуссию. Одна дама недоумевает, с какой такой радости надо дарить учителям цветы, они же просто делают свою работу. Казалось бы, если не хочется не дари, никто ж не заставляет. Но дама стала развивать мысль, что, деваться-то, дескать, некуда — диктат большинства: «Все придут с цветами, а мой будет выделяться, учительница сразу и невзлюбит».

Черт побери, почему в том, что кто-то боится быть честным даже с самим собой и не понимает, что ему нужно от школы и учителя, виноваты педагоги?

Я знаю множество прекрасных учителей. Их гораздо больше — вот просто в разы и многие десятки раз больше — чем откровенно профнепригодных. Я поздравляю их с тем, что они у нас есть несмотря ни на что...