Росреестр как испытание

В Петербурге сегодня не так трудно купить или продать недвижимость, как зарегистрировать право перехода собственности. Уже несколько лет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу пугает горожан жуткими очередями и задержками оформления документов. В Петербурге сегодня не так трудно купить или продать недвижимость, как зарегистрировать право перехода собственности.

Уже несколько лет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу пугает горожан жуткими очередями и задержками оформления документов. Пока в службе Росреестра постоянно что-то реорганизуют, внедряют новые системы и меняют руководство, особо предприимчивые товарищи зарабатывают на посредничестве. Одни предлагают сдать документы по доверенности с курьером, другие – постоять за небольшое вознаграждение в очереди, третьи обещают передать взятку за ускорение.

И услуги востребованы – время и нервы людям дороже. Официально проблемы объясняются последствиями структурных преобразований и нехваткой специалистов. Первая реорганизация случилась в 2005 году, когда областную и городскую службы соединили в одно управление. Сроки оформления сделок тогда увеличились в среднем с двух недель до месяца. В то же время расцвёл чёрный рынок по организации «ускорений».

Заложники перемен

Не успев оправится, в 2008 году Регистрационная служба вновь подверглась преобразованиям. Управление вывели из подчинения Министерству юстиции и закрепили за Минэкономразвития. И вновь вместо того, чтобы наладить, наконец, нормальный документооборот, в ведомстве принялись переписывать приказы и распоряжения.

В 2009 году опять произошли перемены. Управление Федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области объединили с ещё двумя ведомствами – городским Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости и Северо-Западным окружным управлением геодезии и картографии. Всех дружно попросили переехать в новое здание – Единый центр документов на улице Красного Текстильщика. Начался хаос.

Чтобы сдать документы на регистрацию приходилось занимать очередь с вечера, а то и за неделю записывать себя в неофициальные списки. Некоторые предприимчивые товарищи подсуетились, наладили бизнес, стали продавать талоны на приём. Появилось множество фирм, организующих документооборот при помощи курьеров. Но гораздо сложнее документы было не сдать, а получить. Оформления приходилось ждать месяцами, на первичном рынке по ряду районов сроки затягивались до полугода.

В непростой ситуации оказался полтора года назад петербуржец Дмитрий Петров, купивший квартиру по ипотеке в Кировском районе. Его сделку тоже оформляли два месяца, вместо положенных пяти дней. «Каких это стоило нервов и не передать, – вспоминает мужчина. – Ведь первый и довольно крупный взнос мы отдали продавцу наличными ещё при заключении договора купли-продажи. А потом сидели и гадали, а не расстались ли мы с деньгами бесцельно, мало ли что бывает. Риелтор предлагала «ускориться» через неё. Мы даже чуть не поддались».

В 2010 и начале 2011 года такими историями пестрили все форумы, посвящённые недвижимости. Казалось, проблема должна была решиться со сменой руководства. Но нет. Весной 2011 года Галина Волчецкая, с которой многие связывали расцвет коррупции, покинула пост главы ведомства, и ничего не изменилось.

К начальству тоже очередь

Автор этого материала испытал все прелести «слаженной работы» бывшего ГБР и на собственном опыте. Летом 2011 года, когда управлением временно руководила Мария Мельникова, семья журналиста продавала однокомнатную квартиру в Приморском районе. Несмотря на то, что покупали наши метры по ипотеке, и по закону сделку с привлечением кредитных средств обязаны зарегистрировать в течение пяти дней, ждать заветного штампа пришлось более двух месяцев. Всё это время наши покупатели исправно платили ипотечные взносы, ютясь с новорожденным ребёнком в квартире с родителями. Мы так же прилежно оплачивали съёмную квартиру и коммунальные услуги своей пустующей.

Агент продавцов по встречной «двушке» активно убеждала нас ускорить процесс десятью тысячами рублей. Говорила, что у неё есть связи в ГБР, и она знает, кому передать. Поняв, что коррупционный путь не для нас, продавцы понравившейся квартиры решили не ждать. Потом «ушла» и другая облюбованная нами «двушка». Там риелтор также не оценила нашего нежелания платить за исполнение закона. На быстрорастущем рынке такая ситуация сродни катастрофе. Но хорошо, что рынок рос медленно и ехать в хрущёвку или на выселки нам всё же не пришлось.

А что чиновники? А ничего. Наши письменные жалобы так и остались без ответа. Лёд тронулся лишь после нашего визита к начальству. Но это вариант не для слабонервных и занятых, ведь очередь на приём к главе районного отдела сопоставима со столпотворением из желающих сдать документы на регистрацию. Кстати, выданные документы были подписаны задним числом.

Договор на взятку

В октябре 2011 года в Росреестре опять поменялось руководство. Главой ведомства стал Михаил Егоров, ранее занимавший руководящие посты в «Петербургрегионгазе» и «Газпроме». Назначение «человека со стороны» вновь внушило надежду горожанам, отчаявшимся без проволочек разрешить жилищный вопрос. И действительно не прошло и полгода, как в ведомстве, наконец-то, внедрили услугу записи на сдачу документов через Интернет.

А в июне 2012 года в интервью Михаил Егоров радостно рассказывал о том, что очереди практически исчезли. Однако очень скоро они просто переместились в виртуальное пространство. Ведь попасть на приём посредством услуги «предварительная запись» сайта Росреестра можно только в отделённой перспективе, если повезёт то через неделю, если нет, то через две-три. Можно как и раньше приехать с пакетом документов в центральный офис без записи, но там ожидание может занять 5-6 часов.

А что с получением документов? Конечно, по полгода бумаги в ведомстве уже не лежат. Но по ряду районов ситуация всё ещё очень напряжённая. Петербурженке Надин Салимовой, регистрирующей сделку в Кировском районе, задержали выдачу документов больше, чем на месяц. Марии Лаптевой, продававшей недвижимость в Красносельском районе, пришлось ждать штампа всё лето. «По закону оформить сделку должны были 13 июня, – рассказывает девушка. – Однако получили мы их только 6 августа. Я писала жалобу. Но даже на неё ответ пришел с задержкой. В письме, пришедшем 29 июля, мне вообще не объяснили, чем вызван срыв сроков. Сообщили только, что документы готовы. Но и тогда получить их оказалось не просто. Ещё неделю их «спускали» на выдачу». В итоге, девушка всё лето не могла получить из ячейки деньги, хотя планировала переехать в Орловскую область ещё в июне.

Соблазн воспользоваться услугами «ускорителей» довольно велик. Тем более и выйти на них, даже тем, кто проводит сделки без помощи агентов, не трудно. Юридических компаний, весьма недвусмысленно рекламирующих такого рода услуги не мало. Мы обратились в фирму «Юрпост». Специалисты этой организации не скрывают, что содействие в решении проблем в Росреестре они оказывают неофициально. При этом, чтоб не отпугивать клиентов, они заключают договор и даже дают гарантии. За десять тысяч в компании обещают получить документы в ближайшие два дня. А дабы страждущие не волновались понапрасну, предлагают на срок исполнения договора положить средства в ячейку и прописать соответствующие условия, по которым доступ к деньгам «юристы» не получат, пока не выполнят обещание.