Пермь-Питер. Кто культурнее.

Культурная революция в действии. Рубанем! Рабочий с кувалдой.Московско-питерские споры о поребриках и бордюрах, подъездах и парадных уже не актуальны. У Северной столицы появился новый оппонент. Имя ему — Пермь.

Недавно власти города на Каме объявили себя новой культурной столицей всея Руси. На полном серьезе. И не на каком-нибудь междусобойчике, а на пятом экономическом форуме. Устами министра культуры края.

Перепутали немного

В городе на Неве оказались к такому повороту настолько не готовы, что даже сразу не нашли что и ответить. Вроде бы отреагировать как-то надо, ведь перчатку же бросили. Но и не послать куда подальше — не достойно это представителей культурной столицы. И тогда глава комитета по культуре Санкт-Петербурга Антон Губанков стал рассуждать о преимуществах идеи переходящего звания культурной столицы, как это бывает в Европе, о прогрессивном опыте регионов, которые, несомненно, нужно поддерживать, и… Много еще о чем.

Вот только народ подхватил совсем другую фразу, брошенную мимоходом питерским чиновником: «Обидно слышать, что центр российской культуры переезжает в Пермь».

И пошла гулять молва, дескать, сдались петербуржцы без боя, проявили, мол, чрезмерную гибкость. Исправить положение и подмоченную репутацию решила вице-губернатор Петербурга Алла Манилова. Попыталась она убедить общественность в том, что Антон Николаевич был людьми неправильно понят, и что на самом деле он совсем другое хотел сказать. И перевела его речь с русского на русский: «Произошло недоразумение, и не более того. Размышляя над пермской инициативой, Антон Губанков попытался выстроить аналогии с известным проектом «Культурная столица Европы». В спонтанном комментарии был допущен прямолинейный «перевод».

В заключение вице-губернатор безапелляционно заявила, что «статус культурной столицы России — не чемодан, который можно передать из рук в руки» и это звание у Северной пальмиры никто отнять не посмеет.

И башню Газпрома туда же! В Сибирь!

А дальше ситуация начала развиваться сама по себе. «Сенсацию» начали оживленно обсуждать на форумах и в блогах. Участники дискуссий быстро разделились на две условные группы. Первые твердили, что Питер был, есть и будет культурной столицей по умолчанию, что бы там не заявляли во всяких Урюпинсках и Бобруйсках.

Вторые оказались не столь патриотичны и признались, что город давно потерял свой статус: и улицы не метут, и фасады не ремонтируют, и молодежь сквернословит. В общем, согласились они добровольно передать пермякам культурно-столичный статус, а заодно и башню Газпрома туда же.

Первых и вторых объединяет то, что никто практически ничего не знает о городе на Урале.

Гуляя по вечно гудящему Невскому, провожу попутно опрос «А что же такое Пермь»:.

— А я знаю, знаю, — кричит молодой человек, замотанный в бело-синий шарф. — Там, типа, самый крутой в России футбольный газон. Был, по крайней мере. А еще с пермскими фанами лучше не спорить. У них лица широкие…

— Да пусть они там не «выеживаются» со своим репером Сявой, наш гуманитарий и любитель Бальзака Сева уже давно ему ответил — добавляет приятель поклонника Зенита.

— Это где-то в Сибири? — отвечает вопросом на вопрос дама в очках.

— Когда-то у них была неплохая команда КВН, вроде «Уральские Пельмени», с двумя такими неумными девочками, — после паузы отвечает девушка-студентка.

Команда, кстати, называлась «Парма».

Тень динозавров

А ведь процесс «окультуривания Перми» начался не вчера и даже не год назад. «Лед тронулся» вместе с назначением в марте 2004 года на пост исполняющего обязанности губернатора Пермского края Олега Чиркунова. Освоившись немного в новом кресле Олег Анатольевич провозгласил в августе того же года необходимость создания особого культурного имиджа региона. И понеслось…

Сначала Пермь стали раскручивать как город Пастернака, благо нобелевский лауреат прожил в Перми около полугода, и даже увековечил город в своем романе. Как раз отмечал 10-летие Фонда "Юрятин», возглавляемый тогдашним доцентом кафедры русской литературы, а ныне деканом кафедры журналистики ПГУ Владимиром Абашевым. До этого организация жила себе своей маленькой жизнью, подобно советским литературным кружкам, но тут…

Но работа по «окультуриванию» шла вяло. Нужно было нечто такое, способное повергнуть в культурный шок даже искушенных москвичей и петербуржцев, какая-то «живинка». «Живинку» попробовал внести новый зам губернатора по культуре, спорту и молодежной политики, бывший газетчик, радийщик и пиарщик Олег Ощепков. С его приходом стало ясно, что Пастернаки, а вместе с ними и Чеховы с Астафьевыми, а заодно и Дягилевы с балетами никому не интересны.

Все это вчерашний день. А Перми нужен позавчерашний.

Так родилась идея создать в городе парк Пермского периода. На городской эспланаде, аккурат, между зданиями администрации края с гордо реющим знаменем с изображением медведя и Театром Драмы решили установить модели древних ящеров. И чтоб все в натуральную величину и среди таких же гигантских зарослей. Потратить планировалось всего каких-то 300-400 миллионов евро. Но потом что-то не заладилось. Хотя попиарились все равно славно.

Пермь — прародина цивилизации?

В сентябре 2005 как раз на 9-ом международном фестивале «Золотой бубен» в одной из номинаций победил фильм Варвары Кальпиди «В поисках Заратуштры». Чиновники хотели, было, сыграть хоть на этом, да вовремя спохватились. Вспомнили круглые глаза пермских скептиков, листавших брошюры, выпущенные администрацией перед приездом делегации ЮНЕСКО в Пермь. В тех занимательных книжках рассказывалось о том, что 30 миллионов лет назад на территории Пермской области находилась страна Хайрат, откуда пошли все народы мира и первый пророк Зороастризма.

Памятуя о проколах, решили особо не выпендриваться, все равно статус культурной столицы Поволжья-2006 Пермь получила еще в октябре 2004 — очередь подошла. А для того, чтобы не прослыть за это время распущенными и дикими коллега главного имиджмейкера края вице-мэр, в прошлом шоумен, Валерий Стариков предложил на всякий случай повысить плату за аренду концертных залов для артистов нетрадиционной ориентации. Но эту меру краевые власти сочли излишней.

В культурный 2006-ой Пермь вошла с кинофестивалем «Флаэртиана», существующим с 1995 года, ярмаркой воздухоплавания в Кунгуре, «Красным платьем» от модельера Ирины Филичкиной, этнофутуристическим фестивалем «Камва», запуском нескольких музыкальных трамваев, установкой «Соленых ушей» в центре города и другими акциями.

Достижения отпраздновали во вновь построенном на улице Ленина ресторане «Живаго». После его открытия, правда, еще долго спорили через какую букву лучше писать его название. Может, «ЖЕваго»? Но через год на той же улице снесли предполагаемый прототип дома героини романа Лары Гишар, и думать о таких глупостях перестали.

А потом в отношении главного имиджмейкера края Олега Ощепкова было возбуждено уголовное дело. Прокуратура обвинила министра в злоупотреблении должностных полномочий, выразила некоторые сомнения в правильности распределения им денежных потоков на развитие культуры. Дело «замяли», но чиновник все равно вскоре исчез с политической арены.

В 2008 его место занял худрук Пермского театра драмы Борис Мильграм. А в помощники новому министру губернатор Олег Чиркунов позвал московского галериста Марата Гельмана. И опять понеслось…

Привет от Хрюши и Степаши

Вдохновители пермской культурной революции в зале музея Современного Искусства у картины.Сначала новые строители культурной столицы устроили в старом здании Речного вокзала выставку «Русское бедное». Под это дело даже отреставрировали само здание, по пермской традиции только со стороны главного фасада. Экспонаты из подручных материалов, будь то проволока или окурки, все равно пришлись посетителям по душе. Потом был «Евангельский проект». Его встретили не так горячо. Критики упрекнули москвича во вторичности идей. А весной грянул скандал.

Бойкот «московскому варягу» объявили пермские художники. После к ним примкнули и другие представители городской интеллигенции.

Поэт Игорь Тюленев сложил стихи:

Только вдруг налетели карманы-гельманы,
Стали мозги чинушам пороть и кроить.
Пермяки позабыли о «Парме» романы,
Ведь с Речного вокзала теперь не уплыть

Писатель Алексей Иванов в знак протеста отказался от денежной части Строгановской премии, полученной им три года назад. Не смог смириться с тем, что такую же награду присудили и московскому искусствоведу.

Претензии местных к «понаехавшим» были просты: нечего тут бюджетные деньги на всякую ерунду тратить.

Кстати о казенных средствах. В июне пермская публика увидела обновленные «Дягилевские сезоны». В рамках этого культурного мероприятия, посвященному балету, министерство по культуре выделило три четверти миллиона на киноперфоманс Псоя Короленко, презентацию фильма про человеку-собаку Олега Кулика и израильский видеоарт. И 140 тысяч рублей предполагалось потратить на пиар фестиваля в СМИ, точнее в каком-нибудь одном издании.

В июне 6 миллионов рублей потратили на «Живую Пермь». Во время этого фестиваля зрителям показали, по мнению самих зрителей, какую-то хре…стоматийную выдержку из заборного контента, сложенную из странных сюжетов, эксплуатирующих образы Хрюши и Степаши.

Мы матом культурно говорим

Больше в Перми ничего не изменилось. В окрестностях модного музея PERMM на улице Окулова так и красуются развалины с надписью: «Когда-то здесь жили люди».

На набережной кавказцы по-прежнему продают дешевое пиво, притягивающее молодежь с окраин города. В Центре все стоит красно-серый монстр — кинотеатр «Колизей», выросший на месте снесенного памятника архитектуры. То тут, то там так и мелькают деревянные бараки, соседствующие с 30-этажными башнями из зеркал и бетона.

Не изменились и сами люди. Звоню в Пермь подруге:

— Ну как сейчас поживает новая культурная столица?

— Ты это о чем??? — недоумевает приятельница.

— Извини, я забыла, что ты не читаешь газет и не смотришь телевизор.

— Опять что-то из разряда: Мы матом не ругаемся, мы на нем культурно говорим?

Только интерпретации изменились. Когда говорят о культурной революции в Перми, то называют, как правило, Гельмана и Мильграма, упоминают фестивали «Камва» и «Сердце Пармы». Все смешалось. И уже мало кого волнует, что последние, как и большинство других программ, существовали до приезда в Пермь бывшего политтехнолога. И что «Сердце Пармы» — это вообще проект, появившийся благодаря произведениям Алексея Иванова — идейного противника предприимчивого москвича.

Кстати Иванов сегодня предлагает альтернативу актуальному искусству — раскрутка брэнда «горнозаводской цивилизации». Под этим он понимает обобщенное название уральского образа жизни.

«Здесь были своя форма крепостного права, свое войско, своя валюта, свое административное деление. Здесь развивались собственные формы «промышленного искусства»: камнерезный промысел, эмаль, гравюра на металле, иконопись, художественное литье, «деревянные боги». Была своя мифология, отраженная в «зверином стиле» и сказах Бажова». — отвечает пермский классик сенатору Сергею Гордееву, спонсору создания музея современного искусства.

Марсово поле у театра «Театр»

А я все брожу по главному проспекту Петербурга. Сворачиваю к Спасу на крови — громаде, которой никогда бы не стала Вознесенско-Федосьевская Церковь, среди пермяков известная больше как «храм около Универсама».

На набережной видно, как впивается в облака шпиль Петропаловки, а на берегах Камы отчаянно стремится дотянуться до неба усеченная «шпажка» Художественной галереи.

Вдали торчит башня Университета, до чего же она похожа на пермскую Башню Смерти. А Марсово поле… Да это же почти эспланада у театра «Театр».

Но в Северной столице все аккуратнее, шире, ярче блестит и с большим пафосом гремит. Разве что белые ночи в Перми и Петербурге одинаковы.

Хотя и обшарпанные фасады в Северной Венеции не редкость, и мусор порой бросают не в урны. Но если многие пермяки вспоминают о захламлении после нелестных высказываний приезжих знаменитостей типа Олега Басилашвили, то петербуржцы готовы сетовать о том без устали. Вероятно, именно поэтому в весеннем опросе канала «СТО ТВ», с огромным перевесом победило мнение, что Петербург более не является культурной столицей России.

Вожди пермской культурной революции в цитатах

Олег Ощепков, бывший министр культуры:

«Хотя даже если все задуманное осуществится, мы понимаем, что количество туристов будет не столь значимым, как нам бы хотелось».
февраль, 2005 (О динозаврах)

«Есть что подводить и есть кому хлопать в ладоши».
июль, 2006 (О промежуточных итогах программы Пермь — культурная столица Поволжья»)

«Музей будет маленький, но хороший».
апрель, 2007

«Особая ценность этой работы Неизвестного состоит в том, что есть абсолютно конкретный Дягилев».
май, 2007

«Я не готов комментировать это безобразие».
август, 2007 (Об уголовном деле, возбужденном по факту заключения им контрактов из личной заинтересованности).

«В Перми есть одна проблема. Здесь отсутствует так называемое «гей-комьюнити». В российских городах, как правило, любят десантников, но не любят «гей-комьюнити».
сентябрь, 2009

Борис Мильграм, министр культуры:

«В Москве сейчас меняется статус театра периферии, периферию начинают различать и ценить: вот это — Нижний Новгород, а вот это — Пермь».
октябрь, 2005

«Наша главная идея — создать театр, посвященный театру».
октябрь, 2007

«Да, сейчас модно приезжать в Пермь. Везде только и говорят о Перми как городе культурных новаций».
апрель, 2009

«Развитие культуры — это быстро и дешево! Наша деятельность — это валоризация, превращение малостоящего в бесценное!».
сентябрь, 2009

Марат Гельман, директор музея PERMM:

«По поводу пермских художников — мы конечно для них что-нибудь придумаем, но вне стен музея».
январь, 2009

«А не устроить ли нам соревнование? С одной стороны Медведев, Путин, Грызлов — команда Сочи и спорт в качестве инструмента, с другой — Чиркунов, Гордеев и эксгалерист — команда Перми и искусство».
март, 2009

«Пока Алексей Иванов продолжает пытаться противопоставлять старое новому, называя новое — московским, а старое уральским, мы встретились с археологами и накидали план создания музея археологии».
август, 2009

«А я мат люблю. Иногда ругательства буквально на вкус пробую. Сдерживаюсь, конечно, (особенно при дамах) но про себя часто матерюсь».
сентябрь, 2009


Комментарии

Re: Пермь-Питер. Кто культурнее.

Анон's picture

>Как раз отмечал 10-летие «Фонд >Юрятина», возглавляемый тогдашним >доцентом кафедры русской литературы, >а ныне деканом факультета >журналистики ПГУ Владимиром Абашеевым.

С каких это пор в ПГУ появился факультет журналистики? Отродясь была кафедра только. Или я чего-то пропустил?

Re: Re: Пермь-Питер. Кто культурнее.

Марина Ярдаева's picture

Спасибо, исправила:)
Частенько вылетает из головы, что я на филфаке учусь:)

Привет, я тут новенький,

Gridlyleari's picture

Привет, я тут новенький, будем знакомы :)

Владимир Абашев. фонд

(анонимно)'s picture

Владимир Абашев.
фонд «Юрятин»
КАМВА

Re: Владимир Абашев. фонд

Марина Ярдаева's picture

Ех, все на родном декане спотыкаюсь. А насчет "Камвы" не соглашусь, есть написание, придуманное создателями названия, а есть общепринятое в СМИ. Писать можно и так, и так.

Re: Пермь-Питер. Кто культурнее.

ввк's picture

Марина, спасибо, что пишите, сравниваете... мне как человеку ВНУТРИ видны и ваши неточности, конечно. Ну, а насчет сравнения. Я тоже жила в Питере почти год. С Аллой Маниловой знакома лично, осталась у них (комитета по культуре) в рассылках. И каждую неделю,уже год получая на 3-7 листах анонсы культурных событий Питера,я думаю, а кому бы их переслать, для сравнения, например. В Пермское например министерство культуры, что ли. Потому что оно ОТДЫХАЕТ. Во всех смыслах.

Re: Re: Пермь-Питер. Кто культурнее.

Марина Ярдаева's picture

Спасибо за отклик и интерес к материалу. Я старалась отразить общую тенденцию, надеюсь, что это у меня получилось. На самом деле, дело ведь не в культуре как таковой, а в попытках пермских властей сделать город лучше других. А она, Пермь, не может быть лучше или хуже, она просто другая.

Re: Пермь-Питер. Кто культурнее.

Павел's picture

"В Центре все стоит красно-серый монстр — кинотеатр «Колизей», выросший на месте снесенного памятника архитектуры."

Если не сложно, просветите, на месте какого памятника был воздвигнут кинотеатр(а это торговый центр) "Колизей?

Не сложно: "В связи со

Марина Ярдаева's picture

Не сложно:
"В связи со строительством в центре Перми второй очереди торгового центра «Колизей» на днях был снесен дом постройки XIX века, расположенный на ул. Большевистская, 110 и состоявший на учете в краевом Центре охраны памятников... По сведениям информационного агентства «Перископ», снесенный дом в XIX веке принадлежал пермскому виноделу Николаю Андриановичу Тонченко и представлял собой два каменных двухэтажных здания, соединенных тоннелем", - газета "Новый Компаньон" №24 от 10.07.2007.
www.nk.perm.ru/articles.php?newspaper_id=697&article_id=19015
Информации, опровергающей эти данные я не нашла.

Добрый день. Возможно,

Мария's picture

Добрый день.
Возможно, сказывается то, что я равнодушна к Перми как к городу, но Питер понравился больше. Город, где действительно чувствуется дух культуры, истории. В Пермь же я дышу только бензином и еле чувствующим запахом Камы.

Зато в Перми я люблю людей(те, которые что-то делают), а в С-Петербурге что бы ни говорили, человечество оказалось истеричным, злым, с недовольными взглядами.

У каждого свой Питер. В этом году переезжаю учиться в Пермь, может, полюблю ее.

P.S. материал понравился. Молодец.

Спасибо, Мария. Я тоже на

Марина Ярдаева's picture

Спасибо, Мария.
Я тоже на Пермь всегда смотрю по разному. В последний мой недавний приезд взгляд, например, получился вот таким:
http://www.turfront.ru/pub-109
http://www.turfront.ru/pub-111

Re: Пермь-Питер. Кто культурнее.

Мария's picture

Говорят, что Пермь построена по проекту Питера. (Петропавловская крепость-галерея, прямые улицы)
После приезда из С-Петербурга, я хотела написать материал-сравнение, но т.к. не на столько хорошо знаю Питер эту затею отстранила.

Мне было бы интересно прочитать Ваше мнение по этому поводу.

Статьи про Пермь-супер! Нравится Ваш стиль, дабы сама нахожусь в его поиске, слог еще только начинает появлятся. Ваш понравился.

Re: Пермь-Питер. Кто культурнее.

Анна's picture

Спасибо за материал. Я, знаете, люблю и Питер и Пермь, хотя в Перми была всего два раза, а Питере живу уже почти 19 лет.
Культурнее там, где люди культурны. Насаждать культуру невозможно. Да, мне кажется, что Питер культурнее любого города России, в котором я бывала, но понимаю, что это не всегда так. Просто, живя в Питере я вращаюсь и общаюсь в той среде, которая мне приятна, а это в массе своей культурные люди. Но здесь полно необразованных, некультурных, быдловатых и гоповатых людей.
Считаю, что культурами можно и нужно дружить, и пусть помимо Питера, культурной столицей станет еще и Пермь.

Марина, здравствуйте! Для

Татьяна's picture

Марина, здравствуйте!
Для журналиста корректнее опираться на достоверные источники (особенно когда дело касается денег) - тогда не будете врать про Пося Короленко. Даже если во благо - все равно получается неправда и подтасовка в угоду Вашей точки зрения. Да, эта точка зрения - самая удобная для обывателя.
В эпоху тотального нигилизма ("все дураки - один я д'артаньян") очень удобно считать с завистью чужие миллионы и посмеиваться над амбиционными заявлениями. А вы предложите другой путь. Слабо? Вы валите на плечи нынешней администрации всё многолетнее провинциальное наследие - от грязных улиц до снесенных когда-то исторических памятников. Может, что-нибудь все-таки предложите? Из любви к Перми и пермякам?

Татьяна, официальный сайт

Марина Ярдаева's picture

Татьяна, официальный сайт Госзаказа Пермского края для вас достаточно авторитетный источник?

Если вас смутила фраза "министерство по культуре выделило три четверти миллиона на киноперфоманс Псоя Короленко, презентацию фильма про человеку-собаку Олега Кулика и израильский видеоарт", то изучите информацию на сайте сами: http://goszakaz.perm.ru/public.purchase/all.asp?bddtname=puradd

- Подготовка, организация и проведение мероприятия "Презентация фильма "Олег Кулик: вызов и провокация" - 250 000 рублей.
- Подготовка, организация и проведение мероприятия «Киноперформанс Псоя Короленко с фильмом А. Роома «Третья Мещанская» - 250 000 рублей.
- Подготовка, организация и проведение мероприятия «Показ программы израильского видеоарта «Кто я?» в Перми» - 250 000 рублей.
Итого: 750 000, то есть три четверти миллиона.

И прошу заметить, без всякой зависти я подсчитала отнюдь не "чужие миллионы", а средства пермских налогоплательщиков.

Каждый раз, приезжая в Пермь

(анонимно)'s picture

Каждый раз, приезжая в Пермь на день (выступить в каком-нибудь клубе), Паша (Псой Короленко) останавливается у меня: простирнуть одёжку в машине, попить чаю, пару часов поспать. Спрошу-спрошу у него про денежки! Вам дали верный совет, проверять инфу, даже если простым кликом по суперссылке вы можете снять с себя ответственность за сказанное. Материал ваш, поначалу читавшийся с интересом, по мере увеличения в нем фактических, грамматических (несогласование в синтаксических структурах большей частью) и пунктуационных ошибок становился всё больше похож на злопыхательство. А жаль. По вашей публикации многие составят мнение о городе, в котором не были и который вы заселили если не полными идиотами, то уж точно чудиками (мои киевские тетки спрашивали меня при каждом моем приезде в Киев: "А водопровод у вас есть?"). За чиновничьими игрищами не стоят простые люди, они живут и чувствуют (и кстати, с интересом и знанием отнеслись к выставке "Русское бедное", о которой вы весьма дилетантски рассуждаете). В конечном счете, пафос Вашей статьи (посмотрите сами на композицию и развитие подтем в своем тексте)прост: "Куда им (пермским) со свиным рылом в наш (питерский) калашный ряд!". Странная постановка вопроса: не только не конструктивная, но и - в принципе - деструктивная.