Ловушки «горящих» путёвок.

Продажа таймшеров и махинации с горячими путевками.Большинству туристических компаний текущий сезон грозит сплошными убытками. Граждане, обеспокоенные кризисом, не спешат тратить кровно заработанные деньги на отдых. Доходы-то многих сократилась, а путёвки отнюдь не подешевели! Курортные страны, тоже пока не радуют обещанными скидками, да и авиабилеты, несмотря на падение цен на нефть, не стали дешевле.

Обиделся потребитель, притих в ожидании. И ожидания его торопятся оправдать многочисленные турфирмы регионального масштаба. Некоторые не только существенно сбрасывают цену на поездки за границу, а сверх того обещают хорошие подарки в своих рекламных акциях. Казалось бы, чего ещё желать?

Ура! Вы выиграли!

Петербурженка Инна Поспелова, прогуливаясь недавно по одному из торговых центров города, стала участницей рекламной акции, устроенной компанией «Альфа-трэвел». Менеджеры компании раздавали всем посетителям магазина приглашение на презентацию новых предложений фирмы вкупе с парой лотерейных билетов. И о чудо, один из талончиков оказался выигрышным. Причем в подарок предлагалось не какой-нибудь блокнот с магнитом. Счастливице предстояло сделать нелегкий выбор из обширного списка, в который вошли веб-камера, компьютер, фотоаппарат, а также поездка в Таиланд или Гоа.

«Сотрудники компании стали мне бурно аплодировать, — рассказывает Инна. — Вот только для того, чтоб получить приз, нужно было приехать в офис 3, 4 или 5 июня. Меня также заверили, что подъехать к ним можно с ребенком — дескать, у них есть игровая комната, и вообще созданы все условия для клиентов. Но, приехав с дочкой на место, мы обнаружили только общий зал, где в одном углу курят посетители, а в другом стоит коробка с конструктором и какими-то поломанными игрушками.

Пока дочка разбиралась с этим хозяйством, менеджеры «Альфа-трэвел» рассказали о сути дела. Предлагалось купить недельную поездку, и получить еще две недели отдыха бесплатно. При этом все три недели можно разбить на три года, а оплату, вносить поэтапно уже после поездки при предварительном внесении 20-30% процентов. Сверх того, проживание в пятизвёздочном отеле предлагали по цене трёхзвёздочного.

На вопрос: какую программу развлечений они готовы предложить за границей, ничего внятного менеджеры не ответили, зато стали предлагать сейчас же оплатить первый взнос. Меня уверяли, что акция действительно только сегодня, и завтра будет поздно.

Потом мы прошли в комнату раздачи подарков. Я остановила свой выбор на фотоаппарате, в возможность получения компьютера и бесплатной путевки как-то не верилось. В полученной коробочке обнаружился «древний» плёночный Skina 105».

Цена бесплатного сыра

Судя по всему, Инна столкнулась с предложением отдохнуть по системе таймшер. Программа, хоть и вызывает множество споров, но предлагается некоторыми фирмами. Вот только в самой компании «Альфа-трэвел» рассказать об этой уникальной системе так и не смогли. Девушка, ответившая на звонок, заверила, что таймшеры, как таковые они не продают, и предлагают только одиночные туры. За счёт, каких скрытых резервов дарятся подарки в виде бесплатных недель, секретарь пояснить не смогла, сославшись на некомпетентность. А по предоставленному ей номеру телефона главного офиса, так никто и не ответил.

Пришлось воспользоваться поиском в Интернете. Выяснилось, что суть таймшера заключается в выкупе клиентом права проживания в каком-нибудь отеле в течении пары недель на ближайшие 3-5 лет. В будущем потенциальный турист может поменять номер гостиницы в одной стране на комнату в другой у других участников таймшер-клуба. Стоимость удовольствия, как правило, очень внушительная, включающая в себя ежегодную оплату обслуживания программы.

В нашей стране этот отдых не особо распространен, поэтому турфирмы периодически предлагают в форме розыгрыша ознакомительные, рекламные путёвки в клубные отели. Бесплатными эти презенты можно назвать с большой натяжкой — турист сам покупает билеты, причём, только через туристическую компанию с их наценкой, на отдыхе самостоятельно оплачивает экскурсии и несёт бремя расходов на питание.

Что касается конкретно «Альфа-Трэвел», то в Екатеринбурге, например, Роспотребнадзор даже предлагал ликвидировать эту компанию. Надзирающий орган усмотрел в деятельности компании нарушения закона «О защите прав потребителей» по статьям 8 (Право потребителя на информацию об изготовителе и о товарах), 9 (Информация об изготовителе (продавце)) и 10 (Информация о товарах (услугах)). Однако, в арбитраже приняли во внимание то, что эти нарушения были устранены еще в августе 2008 года по решению суда.

А вот жителю Екатеринбурга, судившемуся с фирмой, как частное лицо, повезло больше. Мужчине удалось взыскать с компании 24 тысячи, заплаченные им за «призовую поездку».

Деятельность дарителя «бесплатных недель» вызывала нарекания и у петербургских проверяющих структур. В первое полугодие 2008 года в отдел потребительского рынка администрации Центрального района поступило 32 заявления о нарушениях прав потребителей туристическими компаниями, в число которых вошла и «Альфа-трэвел».

Претензии не принимаются

«Всегда, когда предлагаются крупные скидки и щедрые подарки стоит насторожиться, — советует директор туристической фирмы Компаньон Лариса Киселёва. — Я сама, будучи в командировке в Москве, наткнулась на одну из организаций, раздаривающую путевки. Тоже выигрыши, сопровождаемые бурными аплодисментами, взрывами шампанского, воздушными шариками. Красота, да и только. Причём сотрудники компании, нашли меня потом даже в Петербурге, все звонили, спрашивали, поеду ли я в путешествие».

Так же госпожа Киселёва отметила, что цены на путёвки, какими были такими и остались, не смотря ни на кризис, ни на упавший спрос. Экономить не на чем. Особенно небольшим фирмам, которые продают путёвки крупных фирм, получая за это свои 10 процентов. Да и понятие «горящий тур» — также не более чем уловка.

«Отдохнуть недорого можно, но в исключительных случаях. — Поясняет руководитель «Компаньона». — Например, в чартере остается пара-тройка мест, тогда лучше продать их с хорошей скидкой, чем оставить пустыми. И тогда я, например, звоню какой-нибудь своей знакомой, и говорю, есть отличное предложение, кидай купальник в чемодан и быстро оформляйся. Так, например, на днях у нас ушел двухнедельный тур в Тунис за 15 тысяч рублей».

Но заранее купить такие путевки нереально. Более того, иногда работники турфирм могут даже завышать цены операторов, если видят, что клиент не особо усердно изучил рынок предложений от турфирм. Достаточно часто в тур-компаниях накручивают ценники на дополнительные услуги, например приобретение железнодорожных билетов и оформление виз. Так что, если есть желание сэкономить, лучше эти вопросы решать самостоятельно.

Что касается участия в таких привлекательных рекламных турах, то такие предложения лучше игнорировать. Вообще-то, в подобных мероприятиях должны участвовать только сотрудники фирм. Но иногда ознакомительные поездки с хорошей скидкой перепродаются посторонним людям. Туристы, при этом берут на себя обязательство участия в ряде презентаций. Но, если вдруг, с подставным путешественником, что-нибудь случится, то никто не выплатит ему никаких компенсаций, поскольку при разбирательстве обязательно узнают, что имела место обычная афера. И уж никто не говорит о предъявлении фирме претензий типа: «Окна номера отеля выходили не на море, как было обещано».

Надо отметить, справедливости ради, что немало претензий возникает и к ведущим туристическим компаниям региона.

Например, петербуржец Роман Хохрин был весьма разочарован организацией отдыха фирмой «Нева»: «До августа 2008 года в этой компании покупали путевки все мои родственники и очень рекомендовали. Наш отдых должен был состоять из двух частей: классическая Испания плюс отдых. В первую неделю отдыха в Испании всё было нормально, пока нас не стали переводить в другую гостиницу.

Представитель «Невы» сообщила, что забронированный отель нам заменили на аналогичный в соседнем городе. Нас заверили, что это недавно построенное здание рядом с морем. На месте мы обнаружили гостиницу 90-х годов и до моря полкилометра. В ответ на претензии сопровождающая заявила, либо заселяйтесь, либо катайтесь с нами весь день».

Кстати

Роспотребнадзор посчитал недостаточной профилактическую проверку пассажиров, прибывающих в «Пулково», по предупреждению вспышек свиного гриппа. Теперь борцы с иноземной заразой в Петербурге решили попросту ограничить выезд граждан в «проблемные» регионы и призвали туристические компании Петербурга помочь им в этом нелёгком деле.

Недавно сотрудники организации распространили среди директоров туристических фирм специальные памятки с приложениями, типа «воздержаться, вплоть до особого распоряжения, от поездок в Мексику, страны американского континента и другие страны, где регистрируется и распространяется заболевание». По логике работников Роспотребнадзора, в компаниях должны распространить среди своих клиентов, предварительно самостоятельно сделав нужное число копий. Но будут ли руководители турфирм увещевать потенциальных клиентов, число которых итак заметно снизилось?

Кроме того, непонятно, где же теперь вообще отдыхать петербуржцам? Если верить той же памятке, уже в «более чем 30 странах зарегистрировано 6497 лабораторно подтвержденных случаев заболевания».

А тут ещё появились сообщения о распространении «поросячьей» заразы на Египет с Турцией, туры в которые особенно полюбились российским путешественникам из-за их экономичности.

Справка о статье
Опубликована в газете/журнале: 
«Наша Версия на Неве»
Дата публикации/написания: 
29 Июня 2009