Муниципалы надеются заработать, а частники опасаются разбитых стекол. Кому и что дает новая маршрутная сеть.

Конфликт между властями и частными перевозчиками в Перми.Частные перевозчики воюют с горадминистрацией уже давно. Не успел отгреметь спор в ноябре-декабре по поводу тарифов, как тут же в отношениях «автопредпринимателей» и власти наметилось новое противостояние. На этот раз предметом полемики стало грядущее изменение существующей маршрутной сети, с легкой руки работников комитета по транспорту получившее название «оптимизация».

За красивым определением, как водится, скрывается что-то странное и непонятное. В двух словах, суть изменений в выведении существующих маршрутов из центра города и укорочении их протяженности, а то и вовсе делении на два. Разрабатываемый проект подразумевает создание в нашем городе радиально-кольцевой схемы, по аналогии с Москвой и Санкт-Петербургом.

Трамваям и троллейбусам – зеленый цвет.

Чего хотят добиться этим наши власти? По словам начальника комитета по транспорту Олега Боровика оптимизация преследует несколько целей, одна из которых уравновешивание всех существующих маршрутов по протяженности и соответственно по рентабельности: «Сокращения отрыва между прибыльностью и убыточностью отдельных маршрутов депутаты требовали от нас еще осенью, и вот теперь мы вплотную подошли к решению этой проблемы. Конечно же, обеспечить одинаковый доход всем перевозчикам у нас не получится, но при введении новой транспортной схемы разрыв может снизиться до 8-ми процентов».

Вторая задача, которую призвана решить грядущая оптимизация – освобождение от общественного транспорта центра города. Доводов в пользу этого главный транспортник города приводит много. Это и снятие экологической напряженности, и уменьшение числа пробок и ДТП на центральных магистралях… и бесспорная экономическая выгода. Но для кого? Естественно, совсем без транспорта не обойтись, передвигаться то как-то нужно. А дабы не противоречить первым двум доводам (улучшение экологии, уменьшение пробок) преимущество решено отдать горэлектротранспорту, который, по-прежнему, находится в собственности города. Таким образом, лишая население права выбора, власти, по сути, избавляются от конкуренции и создают себе максимально комфортные условия. Понятно, что каждый рубль, отданный пассажиром за проезд в центре, пойдет не в карман «зарвавшегося» частника, а в городской бюджет.

Впрочем, печется администрация, не только о собственном кошельке. По мнению Олега Боровика, укорачивание маршрутов, ни что иное, как благо для самих перевозчиков, ведь при уменьшении протяженности маршрута, снижается и себестоимость проезда одного пассажира. Но частники не спешат радоваться грядущим переменам. Формула «И нашим и вашим» не сработала.

Не все изменения одинаково полезны.

Позицию частных перевозчиков представляет директор некоммерческого партнерства «Автоликон» Игорь Сасунов. По его мнению сегодня город не испытывает необходимости в кардинальных изменениях существующей маршрутной сети. «Какие-то коррективы в схему движение общественного транспорта вносить, конечно, надо, ведь город постоянно меняется, строятся новые объекты, открываются новые дороги, и что-то уже само себя изжило, но все это должно происходить естественно и эволюционно» - комментирует он ситуацию. Понять представителя частных перевозчиков можно, если взять и в одночасье поменять привычную сеть, да еще и провести это не совсем, в общем-то, логично, то в городе среди населения может возникнуть настоящая паника.

«Можно представить себе реакцию пассажиров, когда им сообщат, что с сегодняшнего дня они уже не доедут из Закамска до микрорайона Крохалева на одном автобусе, теперь им придется выйти на Попова, пересесть на трамвай, доехать до Комсомольской площади и вновь пересесть на автобус. Люди начнут опаздывать на работу, будут платить за проезд в три раза больше. А если вдруг ЧП, перебой с электричеством, поломка одного трамвая или троллейбуса, тогда центр города будет полностью парализован, что тогда прикажете делать ни в чем неповинным пассажирам» - рассуждает Игорь Сасунов.

Но, проявляя, таким образом, заботу о населении, частники больше сосредоточены на своем кошельке, что для бизнеса, в принципе, естественно. Укорочение маршрутов само собой приведет к сокращению числа автобусов. Даже по примерным расчетам перевозчиков после введения радиально-кольцевой сети отпадет потребность в более чем 70-ти автобусов, ликвидируется около 500 рабочих мест. И второе, уравновешивание маршрутов по протяженности, еще не означает, что все они будут одинаково рентабельны. Есть в отрасли пассажироперевозок такой специальный термин, который никто не отменял, «коэффициент пассажиросменяемости», вот он то, как раз, и влияет на доходность. Если раньше маршруты, следующие из одного отдаленного района в другой, могли заработать, хотя бы проходя через центр, где люди ехали одну две остановки, то теперь они этой возможности лишаются.

Поговорим, и сделаем по-своему.

После ноябрьских забастовок городская администрация, не смотря на жесткую настроенность по отношению к частникам и принципиальность в вопросе о повышении тарифов, все же пыталась выглядеть вполне лояльной. Помнится, многие чиновники тогда рассуждали о необходимости диалога с предпринимателями. Такой же компромиссной политики придерживались и сами перевозчики, мол, мы власть уважаем и поддерживаем, но нам так плохо, так плохо, ну просто мочи нет. Игра в дружбу продолжается и по сей день. В комитете по транспорту говорят: «Мы готовы обсудить ситуацию с перевозчиками, но…» и далее: «Не хотите, не работайте». Перевозчики твердят: «Мы согласны менять что-то нужно, но…», и тут же пишут открытые письма И.О Главы города, о том как плох проект, и о том, что их опять не спросили. И этих «Но» становится все больше и больше, они растут, множатся. И каждый при этом преследует свою выгоду.

Власти наконец-то поняли, какую непростительную ошибку они совершили, полностью передав некогда существующее предприятие «Горпассажиртранс» в частные руки. Поняли, когда разглядели, наконец, в свете забастовок, скольких рентабельных маршрутов лишились, которые функционируют в центре города. Но, как говорится поздно спохватились, не отбирать же сейчас эти маршруты, хотя… Если нельзя отобрать автобусы, то можно захватить центр, благо есть еще троллейбусы и трамваи. На том, как водится, и порешили. Все это очень хорошо видно при анализе проекта новой транспортной сети, любезно предоставленном автору этих строк в комитете по транспорту. Существующие маршруты на новой карте либо обходят центр, либо чудодейственным образом обрываются, не доходя до него. Сегодня «горэлектротранспорт» не может составить достойную конкуренцию более комфортабельным немецким машинам, выведение же автобусов не оставит альтернативы, и денежки потекут.

Перевозчики тоже хороши, в канун забастовок кричали: «мы за пять рублей везем 32 километра». Предлагают 16 за 6, опять не нравится «Ах, нам люди стекла разобьют». Но ведь понятно же, что за годы работы, частники научились извлекать выгоду и из длинных маршрутов, не случайно же каждый маршрут, соединяющий два отдаленных района, пытается захватить центр. Лукавят перевозчики, когда говорят, что согласны принять какие-то нововведения, не для того они отлаживали существующую сегодня систему. Не секрет ведь, что частники ждали повышения тарифов после выборов, вот что действительно бы облегчило им жизнь. В ноябре перевозчики осмелились диктовать властям свои условия, теперь администрация отыгрывается. А чего еще следовало ожидать? А рынка как не было, так и нет. Впрочем, как и диалога.

Комментарий эксперта

Схема маршрута автобуса.

Суть грядущей оптимизации – один маршрут делится на два, причем не связанных друг с другом, в центре города (в данном случае промежуток от Комсомольской площади до ЦКР) будет отдано предпочтение горэлектротранспорту.

Блиц-опрос

Существует ли, по-вашему, необходимость в изменении маршрутной сети города?

Сергей Тетерин, частный перевозчик:

На мой взгляд, пока этого делать не стоит. Конечно же, можно внести какие-то корректировки в существующей схеме, но кардинально менять движение автобусов преждевременно. Более того, предлагаемый проект новой сети кажется мне бессмысленным, ведь совершенно непонятно для кого и для чего это делается. Когда запускают новые маршруты на новом мосту, или на новой дамбе – это понятно, когда же существующие маршруты просто делятся на части или переносятся совсем в другие районы, то это не выдерживает никакой логики. Также вряд ли разгрузка центра города от общественного транспорта решится проблема пробок и ДТП на дорогах. Кольцевая схема как, к примеру, в Москве для нас совершенно не приемлема, ведь у нас особое расположение районов города, очень большая протяженность.

Олег Путиевский, начальник управления по экологии и природопользованию:

Сложно сказать. Если посмотреть на это с точки зрения экологии, то вряд ли что-то существенно изменится. Конечно, показатели по уровню загрязнения воздуха несколько снизятся. Но при увеличении трамвайного и троллейбусного парка повысится уровень шума. Мне кажется, что подходить к этой проблеме нужно в комплексе. Если уж отдавать предпочтение горэлектротранспорту, то тогда нужно менять существующие рельсы на новые, современные, со специальными подушками. И соответственно если выводить автобусы из центра, то нужно создавать новые дороги, связывающие отдельные микрорайоны.

Юрий Елохов, депутат Законодательного Собрания Пермского края:

Вообще, отношение к грядущему изменению маршрутной сети у меня весьма неоднозначное. Оптимизация существующей схемы, конечно же, необходима, но тот проект, который сейчас предлагается, кажется мне сырым и недоработанным. Вряд ли такие кардинальные меры способны решить проблему пробок на дорогах, а экологическая ситуация в целом скорее всего только ухудшится раза в два-три. Я надеюсь, что исполняющий обязанности главы города все же притормозит работу по изменению маршрутной сети, так как работать над ней придется еще долго.