Фитнес-клуб – дело тонкое. В старом подвале ему не место.

Пермские фитнес-клубы набирают обороты.Фитнес-клубов в Перми появляется все больше и больше. А значит можно предположить, что бизнес этот для потенциальных инвесторов очень и очень привлекателен. При этом все же существует мнение, что содержание спортивных центров, дело весьма неблагодарное и нерентабельное.

Представитель одного из известных пермских фитнес-клубов, пожелавший остаться неизвестным обескуражил меня заявлением, что большинство городских клубов либо работают себе в убыток, либо едва сводят баланс расходов и доходов к нулю. Слышать это было, по меньшей мере, странно, естественно сразу возник вопрос: «Зачем же вообще тогда этим заниматься?». На что мой собеседник, нисколько не смутившись, ответил, что, мол, сегодняшние владельцы спорткомплексов, как правило, занимаются еще несколькими видами бизнеса, и фитнес-клуб для них не более чем любимая игрушка:

«Возьмите, к примеру «Богатырь», средства на его существование владелец извлекает из подконтрольного ему авторынка «Камская долина», сам по себе клуб работать не может. Но поскольку его держатель очень неравнодушен к спорту (клуб, как известно, содержится на базе клуба силовых видов спорта), он готов покрывать все расходы. Примерно такая же история с «Бодибумом», построенным за счет строительной компании «Камская долина», изначально для себя и своих сотрудников. Сюда же можно отнести и «Спортхолл», появившийся по инициативе пермского авторитетного бизнесмена Владимира Плотникова, просто потому что ему так захотелось. Там, кстати, до сих пор нет четкой системы работы: затраты клуба сегодня очень велики, а чтобы хоть как-то их снизить завышают расценки на теннисные корты. А фитнес-клуб на базе «Амкара»? Тот вообще долгое время существовал только за счет бюджетных средств. Сейчас клуб бюджетного финансирования лишился, администраторы только разводят руками, говорят, что, скорее всего, спортцентр закроют.

Я сам, когда-то пытался наладить бизнес в этом направлении. Открыл два зала, но скольких усилий мне это стоило. Долго не мог найти подходящие помещения. Пришлось ограничиться подвалами. Один из них постоянно заливало водой - 3-4 раза в год приходилось делать ремонт. В итоге, пошутив, что место тренажерного зала, получился бассейн, клуб закрыли. Через некоторое время такая же судьба постигла и второе мое детище.»

Звучит довольно поучительно, но все-таки неубедительно.

«Предположить, что некоторые фитнес-клубы, действительно нерентабельны, конечно, можно. Но это скорее исключение из правил, - говорит декан факультета физической культуры ПГПУ Михаил Исаков, - когда мы проводили анкетирование фитнес-клубов, ни один из владельцев не пожаловался на тяжелую жизнь, напротив все настроены на расширение своего бизнеса. И потом, массовый спорт, становится все менее и менее доступным и приемлемым, поэтому частные услуги фитнес-клубов становятся все более востребованными».

Спрос сегодня действительно превышает предложение, об этом свидетельствует и появление московских сетей на пермском рынке (уж кто-кто, а москвичи, то точно в убыток работать не станут). Как раз перед открытием «Колизея», в Перми прошла первая фитнес-конвенция с участием представителей московской компании «Фитнес-холдинг».

Директор «Фитнес-холдинг» Виктория Ефремова рассказала об основных ошибках людей, желающих открыть фитнес-клуб:

«Проблема, которая существует сегодня, заключается в том, что люди, инвестирующие или открывающие клуб, не понимают, что такое фитнес-клуб и фитнес-индустрия. В фитнес-бизнесе нужно учитывать все: от подбора охраны до ценовой политики и формирования фонда заработной платы, мотивации сотрудников. Как правило, дисбаланс возникает, когда многие инвесторы приобретают дорогое оборудование, вкладывают немалые средства в интерьер клуба и при этом не считают нужным платить сотрудникам достойную зарплату. Поэтому необходимо, чтобы изначально у любого руководителя и предпринимателя было понимание того, что главные инвестиции связаны с людьми, которые работают в фитнес-центре. Ведь мы продаем не материальные ценности, а услуги. Если у клиентов останется позитивный образ клуба, то он захочет вернуться туда, где ему было хорошо».

Главное не экономить

А вот что советуют московские аналитики, потенциальным инвесторам в бизнес фитнес-клубов. Марина Васильцова, представитель компании «Wotld Class» отметила:

«Крупный фитнес-центр сегодня – это комплекс площадью от 1000 до 10 тыс. кв. м. Одного тренажерного зала людям, готовым платить за услуги большие деньги, уже недостаточно. Поэтому в приличном, с точки зрения клиента, клубе должен быть бассейн, просторные тренажерный и силовой залы, залы для аэробики, боевых единоборств, теннисные корты. А также дополнительные заведения, делающие пребывание в клубе комфортным: салон красоты, косметический салон, сауна, бар, магазин спортивной одежды.

Важная составляющая успеха фитнес-клуба – квалифицированный фитнес-персонал. В хорошем клубе в каждом тренажерном зале постоянно присутствует тренер, готовый бесплатно ответить на любой вопрос клиента. Все тренеры имеют спортивное образование, многие являются действующими спортсменами. Периодически они проходят аттестацию, подтверждая свои знания в области современного фитнеса.

Еще одним из отличий хорошего клуба является наличие в нем разнообразных фитнес-программ. Одних только комплексов упражнений по аэробике можно насчитать с десяток: в зависимости от интенсивности нагрузки, с прыжками и без прыжков, с использованием или без использования степ-платформы. То же касается и силовых уроков. В зависимости от цели, которую ставит перед собой клиент, ему должны предложить разнообразные варианты тренировок.

В последнее время большой популярностью в фитнес-клубах стали пользоваться так называемые семейные и детские программы. Пока мама занимается аэробикой, ее чадо приобщают к спорту в детском зале. Поэтому сегодня в каждом уважающем себя фитнес-клубе существует десяток-другой вариантов тренировок для детишек разного возраста и уровня спортивной подготовки».

Приготовим денежки

Не скрывают эксперты и финансовой стороны вопроса. Для открытия фитнес-центра, оказывающего клиентам полный спектр услуг, необходимы серьезные инвестиции. Если раньше много фитнес-центров открывалось на базе существующих спортивных комплексов с бассейнами, то сейчас такие места уже заняты. Поэтому клубы приходится строить с нуля.

Если все же удается найти свободное помещение необходимой площади – от 1000 кв. м, то на высококачественный ремонт и закупку дорогостоящего оборудования потребуется около 500 $ на 1 кв. м. На оборудование тренажерами 70-метрового зала уйдет порядка 3500$. Чтобы оборудовать небольшой тренажерный зал, работающий под вывеской «фитнес-клуб» где-нибудь в спальном районе, можно обойтись средствами на порядок меньшими.

При среднем уровне рентабельности бизнеса 20-30% вложенный в открытие 1500-метрового клуба миллион долларов окупается за два года. Впрочем, здесь все зависит от его территориальной расположенности, ценовой политики и размера вложений в раскрутку.

Конкурировать с брэндами, давно известными потребителям, новичкам очень трудно. У начинающих есть хорошие шансы развернуться только в каком-нибудь спальном районе. Конечно, можно построить клуб и в центре. Но переманить туда клиентов из известного фитнес-центра практически невозможно. Для этого нужно потратить огромные средства – на рекламу и PR. На эти деньги можно построить еще один клуб. Но стабильно получать хорошую прибыль, открыв маленький фитнес-клуб на окраине города, можно только в том случае, если его помещение находится в вашей собственности.

Несложно посчитать, что стоимость аренды 200-метрового помещения, где можно разместить тренажерный зал и зал для занятий аэробикой, при цене $200 за кв. м в год, в месяц составит более $3000. Даже если его ежедневно будут посещать 30 человек и платить по $5 за тренировку, аренда и прочие расходы съедят всю прибыль.
Назначать более высокую цену рискованно. Достойно конкурировать с крупными фитнес-центрами все равно не получится. А вот отпугнуть повышением цены малообеспеченных клиентов вполне возможно.

Fly_away | 213.87.76.175

Несмотря на то, что статья написана давно, я не удержалась от комментария. Все, упомянутые в статье клубы успешно развиваются.
Я бы советовала автору внимательней выбирать экспертов...
"А фитнес-клуб на базе «Амкара»? Тот вообще долгое время существовал только за счет бюджетных средств. Сейчас клуб бюджетного финансирования лишился, администраторы только разводят руками, говорят, что, скорее всего, спортцентр закроют"Откуда такая информация? Никто не скрывает, что клуб тесно взаимодействует с футболистами, что варианты этого сотрудничества разнообразны,но говорить "о бюджетном финансировании" просто смешно. Тем более вызывает вопросы, когда уважаемый эксперт успел пообщаться с администраторами. Администраторы клуба вообще не компетентны давать какие-либо комментарии по финансовой части.Сомнительна информация относительно "Body Boom".Если бы клуб работал в убыток, он бы явно не стал расширять сеть. Насколько мне известно, Спорт Холл также не жалуется на отсутствие клиентов.Автор старается компенсировать ущербность комментария "пожелавшего остаться неизвестным директора"(понятно,почему он скрывает свое имя,хотя я предполагаю,кто это мог сказать, в связи с подробным описанием малопродуктивных попыток открыть клуб!) другими, более обстоятельными комментариями, но мне всегда казалось, что уважающий себя журналист проверяет полученную от источника информацию? Особенно если ее содержание вызывает сомнения?Выбранный Вами с позволения сказать "эксперт" просто пытается оправдать собственные неудачи,приэтом списать чужой успех на счет мифических обстоятельств.
На мой взгляд, к плюсам статьи можно отнести только наличие мнения столичных экспертов.