Спортивные шоу. Название — в духе времени, подход — как в Советском Союзе.

Спортивное шоу на Западе — один из аспектов бизнеса. Организация подобных мероприятий в России — средство пропаганды здорового образа жизни. Наивно полагать, что у нас на зрелищах можно заработать. Но, тем не менее, попытки проводить шоу, даже в убыток предпринимаются в Перми все чаще. Попробовав организовать нечто однажды, вложив в это кучу средств, из которых порой не возвращается и половина, представители тех или иных видов спорта возвращаются к этой идее снова и снова. Вновь начинают лихорадочно искать рекламодателей, спонсоров, меценатов. Зачем? Этот вопрос перед нашими спортивными деятелями даже не стоит.

А за кулисами не менее захватывающее шоу

Вопрос: «Каковы цели и задачи проведения шоу?» у организаторов мероприятий, пожалуй, самый любимый. Ответ всегда один и тот же — стандартный и банальный. «Так мы популяризируем наш вид спорта, привлекаем к занятию им новых ребят, ограничиваем их от пагубного влияния улицы», — и все в таком же духе.

Даже удивительно, как не надоело им говорить одно и то же из года в год. Но самое поразительное, что президенты спортивных федераций, руководители клубов, действительно так считают, и свято верят, что им действительно удастся переделать этот мир. Усмотреть здесь какую-то материальную выгоду практически невозможно. Так, к примеру, на, проведение прошедшего не так давно «Шоу чемпионов» (известные еще под названием «Богатырские игры») ушло порядка 200 тысяч спонсорских и бюджетных рублей. Теперь представим, сколько организаторы выручили от продажи билетов (400—500 штук по сто рублей), максимум 50 тысяч. В целом убыточно, а в частности…

Со спонсорами все понятно — лишний раз прозвучит название фирмы и человека ее возглавляющего, порисуется название организации на афише мероприятия. Интересы спортивных чиновников, отписывающих на проведение шоу бюджетные деньги тоже очевидны. Им нужно освоить годовой бюджет, так почему бы для галочки не отметится в списке организаторов. Тем более, что сметы подобных мероприятий, в отличие от плановых соревнований, где прописана чуть ли не каждая копейка еще далеки от совершенства. 

В случае, когда статьи расходов обременяют сразу несколько организаций (Федерация, спонсоры, горадминистрация), может оказаться, что не все участники процесса выполняют свои обязательства вовремя и в полном объеме (все ведь на доверии). А потому, есть возможность в сложившейся (или организованной) путанице незаметно вывести часть средств, и направить их на что-нибудь «более полезное». Так произошло, с теми же «Богатырскими играми», уж вроде все просчитали. Потом вдруг выяснилось, что спорткомитет направит вместо 50 тысяч 40 (10, как объяснили, пойдет на создание логотипа, хотя он был уже готов). Дальше интереснее, в спорткомитете сообщили, что мероприятие лучше перенести на осень, так как возможности выделить деньги, пока нет. Потом чиновники отказались от своего участия совсем (в то время, когда на афишах и в смете комитет уже был указан). И это при том, что мероприятие было внесено в годовой план еще в начале года, соответственно и деньги тоже были. Но не дошли…

Патриоты по несчастью

Спортсмены наши оказывается жуткие патриоты. Не игнорируют ни одного предложения с просьбой поучаствовать в местном шоу, которые устраиваются в программе их видов спорта в лучшем случае 3—4 раза в год. При этом в западных коммерческих мероприятиях участвуют за год раза два, при возможности отмечаться там как минимум раза в три чаще. В Перми гонорары спортсменов за выступления в шоу варьируются в пределах 10—20 тысяч рублей: около 10 платят за первое место в коммерческих турнирах по армрестлингу, около 15 — за показательные выступления штангистов и гиревиков, примерно столько же боксерам за участие в профбоях. Несколько выбиваются из этого стандарта призовые в боях без правил, там за первое место можно получить 3 тысячи баксов, но зато для тех, кто в тройку лидеров не вошел, компенсация не предусмотрена совсем. Призовые в этих же дисциплинах в Европе и в Америке раз в 10 превышают наши. 

В западных шоу армрестлеры могут получить 3—5 тысяч долларов, боксеры 5—10 тысяч долларов за один рейтинговый бой, а представители миксфайта от 10 тысяч и выше. Практически все пермские ведущие представители этих видов получают вызовы от зарубежных коллег чуть ли не на каждое мероприятие, две трети из этих предложений нашими звездами игнорируются. Так, что же они отказываются? Одна из причин проста: коммерческое шоу, проводимое за рубежом, часто по времени совпадает с датой проведения каких-нибудь официальных (читай любительских, и не приносящих прибыли, но дающих имя) соревнований.

Второе препятствие вообще само по себе нелепо. Так уж сложилось, что деньги на дорогу до страны, где организуется шоу, спортсмены должны изыскивать сами. Точнее только в нашей стране сами. Если же говорить о цивилизованном подходе, то этим должны заниматься агенты спортсмена (у нас таковых практически нет, что, кстати, создает дополнительные трудности при общении наших спортсменов с западными коллегами). Так вот, и очень часто оказывается, что человека желающего материально поддержать спортсмена в нужный момент не оказывается, хотя все и понимают, что деньги, потраченные на дорогу, могут преумножится раз в 10, а то и в 20. Но ведь тогда спонсору нужно отстегнуть некий процент от гонорара (реклама за рубежом интересна далеко не каждому), спортсмен и рад бы, но надо заключать контракт (здесь уже мало кто работает на доверии). Вопрос кто этим займется? Процедура заключения подобных контрактов и составления документов таким образом, чтобы это устроило организаторов шоу, у нас пока развита очень и очень слабо. Вот и получается, что только самым упорным (и то достаточно редко) удается обойти все эти заморочки и попасть таки на престижное шоу.

А так вообще тем, кто бывал на подобных мероприятиях, все очень понравилось. Чемпион мира по армрестлингу Роман Цинделиани, помнится, взахлеб рассказывал о размахе турниров в Лас-Вегасе: «Само шоу проходило в огромном казино. Стол для борьбы размещался примерно на высоте двух метров, чтобы всем было видно, и люди при этом не отрывались ни от рулетки, ни от игровых автоматов. Минут пять мы только выходили к месту борьбы, мои соперники в это время, останавливались, позировали публике. Я поначалу растерялся, но потом привык, тоже стал показывать какие то трюки. Судя по реакции публики, им понравилось, да и мне, в общем, тоже». А пермская бегунья Татьяна Томашова, еще до своего триумфа на олимпийских играх была поражена на коммерческих стартах (бывает же такое в легкой атлетике) прежде всего, тем, сколько зрителей набилось в манеж (у нас то бегают при пустых трибунах): «Было даже немного не по себе. Люди громко о чем-то спорили, и даже… делали ставки, будто пришли на скачки посмотреть, а не на людей. А в целом все было просто отлично: уровень организации, условия проживания и так далее».

Свободная ниша

Что касается пермского зрителя, то поскольку он не искушен зрелищами, устраиваемыми на западе, и сравнивать ему особо не с чем, то от шоу, организуемых у нас, он почти всегда приходит в полный восторг. Это всегда видно по реакции зрителей. Также пермская публика не знакома и с закулисной спецификой организации шоу, поэтому всегда все принимает за чистую монету. Приходилось мне как-то слышать реплики из зала «Надо же, какая хорошая фирма, помогла устроить мероприятие», или «наконец-то, наши власти стали задумываться о спорте». Зал, кстати на подобных мероприятиях почти всегда забит до отказа. Согласитесь, грех этим не воспользоваться.

Но пользуются, как это ни странно, почему-то не все. Бездействуют, к примеру, представители таких видов спорта, как художественная гимнастика, спортивные танцы, фигурное катание (организация детских спектаклей к новому году не в счет), фристайл. Уж чего бы, казалось, сложного. Виды эти сами по себе настолько зрелищны, что и особенной программы то придумывать не надо, разбавить выступления спортсменов конкурсами со зрителями, да сделать парочку экстравагантных номеров.

(анонимно) | 212.12.22.23

чувствуется рука мастера