В поиске новых форматов

Портрет-графити на бетонной стене.

В последнее время все чаще слышу, что грядет какая-то новая журналистика, что активно пробуются новые модели, ищутся новые форматы и вот, тот, кто угадает, будет на коне. Блажен кто верует.

Нет, все понятно, верить-то хочется. Рынок уже не то что сужается, а практически схлопывается — множество журналистов уже не у дел, и с каждым месяцем армия их пополняется. Тем, кто при деле тоже не позавидуешь, они теперь работают за себя и того парня, что сократили на прошлой неделе. Многие — не из элиты, конечно, а из пехоты — сегодня совмещают журналистику с корректурой, с рерайтом новостей, с производством джинсы, с сочинением коммерческих предложений и даже с обзвоном, прости господи, потенциальных рекламодателей. А откажутся, что ж… на их место очередь из десяти согласных.

А помните, было когда-то время… социальная журналистика, независимые расследования, публицистика, не всегда переходящая в склоки или манифесты, слеты разные, интересные командировки... и даже гонорары - теперь уже кажется - более-менее, и даже почти всегда вовремя. Вот эта-то память больнее всего царапает в нынешней унылости и, конечно, хочется выкарабкаться — взбить эту жидкую беспросветность в масло, чтоб не утонуть.

И вот все следят за Дмитрием Соколовым-Митричем, что там, мол, у него с лабораторией «Однажды» - может, как-то его опыт трансплантируется? Но тут же морщат носы, говорят, он ударился в просто дорогой копирайтинг. Наблюдают за Аркадием Бабченко с его «Журналистикой без посредников», прикидывают, а не прикрутить ли тоже в блоге реквизиты для благодарственных платежей. Но и тут большинство остаются ни с чем, сетуют, что любовь к халяве в нашем народе неискоренима. Разочарования ждут и тех, кто решил просто состряпать скормный сайтик-бложек, раскрутить его до 1000 «уников» и грести с рекламы — увы-увы.

Но оптимисты все равно не сдаются. Они даже не верят, а знают, что новые прорывные бизнес-модели существуют, просто пока не открыты. В итоге на каждого ищущего имеем по «революционному» стартапу, который благополучно загибается через месяц-другой. И слов этих «новых» много слышим — краудафинг, экономика внимания, корпоративное ориентирование и прочая-прочая-прочая.

Но ребята, представьте, что завтра, например, — советский союз. Это не либеральная пугалка, в нашем прошлом было много хорошего, но журналистика развивалась в очень узких рамках, и СМИ были только государственными. Не факт, что будет так, все может развиваться как угодно — но вариант близкий к советской системе тоже вероятен. Так что — да, это просто пример.

И вот я хочу спросить: какую бы такую этакую новую бизнес-модель или этакий новый формат могли бы предложить все эти товарищи, верящие в светлое будущее и «революционные» идеи? Да, большинство (из тех, кто совсем не мыслит себя вне журналистики) пойдут в государственные газеты, по сути, тождественные государственным пресс-службам и будут крутиться. Или выкручиваться. Лучшие, понятно, и там талант не пропьют, а вот средненьких, может и не возьмут еще.

Хотя, чтобы там не маячило впереди, и какое бы новое время не наступало, пожрет за так оно и часть талантливых журналистов, причем некоторые не переживут даже переходной эпохи. А иные бездари прорвутся через все препоны. Кризис, говорят, санитар — экономики. Ага, а волки, санитары леса — избавляют, дескать, лес от всего больного и слабого. Только если они, клыкастые, с вами, например, — румяными и бодрыми — повстречаются на цветущей опушке, тоже вряд ли побрезгуют.

Но пока работается, надо работать, конечно. Вроде того: делай, как должно и… гори оно все... Нет, можно на досуге и более эффективные модели и форматы поискать — не рассчитывать только особо, на то что отыщутся.