Менять ли журналисту профессию?

В журналистике все плохо. Очень. Газеты закрываются или в лучшем случае худеют. В штат, говорят, нигде не берут. «Сноб» вообще написал, что это теперь из области фантастики. Он же рассказал и про задержку гонораров на полтора года. Я могу только добавить, что некоторые вообще отказались от идеи платить гонорары внештатникам. И это не какие-нибудь там стартапы, которые «вот раскрутимся и тогда», а крупные СМИ. Я уже с несколькими такими столкнулась.

Анимешное граффити.
И вот стоит вопрос: а делать-то что? В штат — нереально, фрилансером — нечего ловить, профессию менять не хочется... Или все-таки?..

Вот тот же «Сноб» даже услужливо предлагает всякие-разные альтернативы. Но они такие, такие… аж зубы сводит. Госсектор с его пресс-службами и деятельность разной степени бессмысленности, маскирующая эту бессмысленность англицизмами: event-индустрия, контент-менеджмент, копирайтинг, PR, GR. Тоска зеленая, а не альтернативы. Спасибо еще SMM с SEO, прости господи, не предлагают. Хотя это, наверное, входит в область контент-менеджмента.

Из более менее человечного — работа в издательствах, НКО и в образовании. Но про издательства, это, конечно, смешно. Им сейчас тяжелей, чем газетам. НКО — это не работа, а общественная деятельность на энтузиазме, если не брать в расчет крупные компании. Так, может, в образование?

Я в последнее время думаю об этом почти на полном серьезе. Нет, не в коучи, понятно дело, собралась. Но вот, может, в школу? Мне уже некоторые покрутили пальцем у виска и... только больше подстегнули. А что если в учителя литературы? И это… нести разумное, доброе, вечное. Я люблю литературу, значит, из меня что-нибудь путное может выйти. И смысл опять-таки есть в работе — социальный и вообще. Я сейчас без всякого пафоса, если что.

Издержки тоже, само собой, наличествуют. Забюрократизированность, например. Причем она такая же страшная, как длина этого слова. ФГОСЫ всякие жуткие. Женский коллектив (не поймите неправильно, личные заморочки). Зарплата, говорят, не очень. А где она — очень-то для филологов?

В общем, я думала-думала, устала и пошла в школу, где дочка учится. Прикинула, что там меня быстренько разубедят, и я успокоюсь. Заявляюсь к директору - так и так:

- Грозит, - рассказываю, - мне по осени выход из декрета, хочу вот к вам. Педагогического образования нет, опыта работы в школе тоже нет.

- Ну, а кем работали?

- Журналистом, - отвечаю. - Писала всякие разоблачительные гнусности. В том числе и российское образование клеймила почем зря.

- Значит, русский язык вести можете? - уточняет директор. - Вот где вы были, полгода назад? Мы как раз искали. А педагогическое образование, конечно, нужно. Без него я теперь не имею права никого принять. Вам бы на курсы. При институте Герцена, или в Некрасовском колледже — ускоренные. Запишитесь, там как раз должны уже начаться.

- Я прямо сейчас на курсы не могу, - вздыхаю я почти с облегчением. - У меня еще младшая в сад не пошла.

- А пойдет болеть будет, - улыбается директор.

И я в ответ улыбаюсь тоже. «Вот, - думаю, - все поняла хорошая женщина, сейчас отошьет меня, и кончатся мои сомнения».

- Но вы резюме-то мне отправьте, когда курсы подберете, - продолжает директор. - Когда подберете и запишетесь, уже полноценным кандидатом будете. Учителя все равно всегда нужны.

- А зарплата? - спрашиваю в надежде, что это станет последним аргументом в моих сомнениях.

- Сейчас на ставке с разными надбавками выходит где-то 22 тысячи.

Попрощалась с директором, хотела попрощаться и с сомнениями, а они все никак меня не покинут. Ну 22 тысячи. Нормальные такие 22 тысячи. Работа интересная. С молодежью (я б к старшеклассникам подалась). А писать можно и в свободное время. Или не будет свободного времени? Но так его у меня и сейчас нет, а я же пишу. В сутках — 25 часов. Стало быть, к 22-ти тысячам еще копеечка прибавится, а к одной интересной работе — интересная подработка.

Курсы стала смотреть. Так, из любопытства как будто бы. Подходящих не нашла. Есть только переподготовка на учителей ОРКСЭ, ИЗО и физкультуры. «Религиозная культура» и ИЗО (вспомнила сразу, что художку окончила) — тоже душевные такие предметы, конечно, но литература все равно ближе. Но вот — нету. Не судьба, значит. И, наверное, это к счастью. Наверное, про школу мысли — это у меня все же блажь (активно подогреваемая старшей дочерью — пятиклассницей). В общем, выдохну.

Вот только позвоню после праздников в Некрасовский колледж. Ну чтоб уж наверняка...