Они используют абсурд или наоборот?

Если даже немного последить за нашими новостями, можно очень быстро выпасть из мира. В мир какой-то другой – сюрреалистичный, абсурдный, одновременно страшный и смешной.

Граффити - часть женского лица.
Каждый день у нас кто-нибудь из ньюсмейкеров предлагает что-то скандально-гомерическое – запретить шпильки, болтовню «за жизнь», пораженческие размышления о «хрупком дне»… Каждый день кого-нибудь с особым цинизмом режут, расчленяют, закапывают, мумифицируют. Каждый день нам рассказывают, как скверно, опасно и глупо устроено всё за границей – какие там беспорядки и кризисы. Всё это в равных пропорциях. И всё это так не похоже на жизнь за окном.

Многим кажется, что это примета только последнего времени. Но как говаривал один мудрый: нет ничего нового под солнцем, и если что есть, то оно уже было. Этот же почтенный старец устало повторял, что всё суета сует, тщета и ловля ветра.

Иногда кажется, что именно ветер, который кто-то зачем-то ловит, и раздувает наш новостной пожар. Без всякой логики, без конспирологической подоплёки, даже без жажды наживы, что бы ни мнили там себе незадачливые ловцы. Достаточно открыть старые газеты.

Вот немного смешного:

«Московское скаковое общество, желая исследовать вопрос о допинге, купило трёх бракованных артиллерийских лошадей и сегодня производило с ними опыты. Оказалось, что две доппингированные лошади побили недопингированную». («Новое время» за сентябрь 1903 года.)

Приправим сообщением о вандализме:

«В городской художественной галерее имени братьев Третьяковых имел место акт дикого вандализма… Один из посетителей галереи, неоднократно её посещавший, изрезал знаменитую картину Репина – «Иоанн Грозный, убивающий своего сына»... Безумец, совершивший это бессмысленное преступление, оказался иконописцем Абрамом Абрамовичем Балашовым». Это 1913 год.

Немного заграничных ужасов:

«В Ницце вагон трамвая на всём ходу соскочил с рельсов и, ударившись в стену дома, расплющился. Все находившееся в нём были раздавлены». (Так пугала газета «Раннее утро» в декабре 1913 года.)

И для контраста:

«Во многих местностях молодёжь уже работает на полях. Весело и быстро спорится работа в молодых руках. Эти сельские работы дают молодёжи возможность внести и их лепту в великое дело обороны родины». (И это ещё не советская пресса о закромах родины. Это 1915 год, «Петроградский листок».)

Но советские газеты, конечно не отставали. Особенно по части страшилок из-за границы. Выдержки приводить особого смысла нет, довольно заголовков: «Аргументы Вашингтона неубедительны», «В городе Уэст-Честер для разгона демонстрации был применён слезоточивый газ», «В Сан-Хосе усиливают репрессии».

К слову, считается, что в печати СССР не было чернухи. Ага. Читаем:

«В Москве стали пропадать люди. В то же время ночами обнаруживались странные и неприятные находки – на пустырях Замоскворечья, в развалинах домов, в брошенных, недостроенных банях на Шаболовке оказывались смрадные, серые мешки. В них были голые трупы мужчин. После нескольких таких находок в Московском уголовном розыске началась острая тревога. Дело было в том, что все мешки с убитыми носили на себе печать одних и тех же рук – одной работы...»

И дальше множество подробнейших деталей. А это не какая-нибудь «Криминальная Россия» с утробным закадровым голосом! Это Булгаков в «Известиях».

А вот настоящий треш:

«Весь народ нашей большой и могучей страны требовал от суда, чтобы подлые убийцы, изменники и шпионы были уничтожены. Мы, пионеры, тоже этого требовали».

Это письмо четвероклассников в «Пионерскую правду» 1938-го. И это преподносится не как ужас, а как новая мораль.

И уже никак не разобраться – то ли те, кто формирует новостную повестку, используют чернуху, абсурд и глупость, имея намерение всех одурачить, то ли чернуха, абсурд и глупость вовсю используют их.

Статья опубликована в газете"Невское время" в сентябре 2015 года.