ПТУ отменяются

Среднее профобразование сегодня не удовлетворяет потребности рынка, но потенциальные работодатели готовы вкладывать деньги в своих будущих сотрудников
Не ПТУ, а - колледж.
В сентябре 2013 года вступил в силу федеральный закон об образовании, направленный на изменение действующей системы профессионального образования в средних специальных учебных заведениях (ссузах). Полным ходом идет процесс ликвидации сети начального профобразования (НПО), представленного ПТУ и лицеями – посредством реструктуризации и слияния их с колледжами и техникумами, входящими в систему среднего профессионального образования (СПО). Если допустить, что система НПО уже не отвечает требованиям времени, можно заключить, что ничего страшного не произошло. А тенденции интеграции СПО в высшую школу (сегодня в систему вузов входят 23 ссуза) и вовсе можно только радоваться, полагая, что это ведет к повышению качества образования. Но не все так просто.

По информации городского комитета по труду и занятости, в Санкт-Петербурге в июле 2013 года доля вакансий по рабочим специальностям составляла 71% всех предложений на рынке труда. Наибольшим спросом пользовались подсобные рабочие, бетонщики, уборщики, каменщики, арматурщики, водители, маляры, повара, плотники и грузчики. Едва ли это те профессии, которым стоит учиться четыре и более лет, да еще и под крылом вузов. И едва ли сегодня среди выпускников школ много желающих составить конкуренцию грузчикам и бетонщикам из числа иностранных рабочих. Однако если допустить, что в будущем государственная политика в отношении привлечения мигрантов все же изменится и ставку сделают на соотечественников, то логично, чтобы подготовкой маляров и плотников все же занялись учреждения уровня НПО, по новому федеральному закону как раз попадающие под ликвидацию.

Кроме того, в Петербурге как главном образовательном центре Северо-Запада ведется активное обсуждение предусмотренного новым законом прямого участия бизнеса в образовательном процессе в ссузах. Одна из задач, которую следует решить, – преодоление существующего разрыва между учебным и производственным процессом. По новым стандартам работодатели, сотрудничающие с учебными заведениями, могут на 30% менять образовательные программы. Впрочем, есть мнение, что законодатели опоздали с нововведениями: предприятия научились решать кадровую проблему самостоятельно, сформировав на базе ссузов образовательные комплексы нового типа – так называемые ресурсные центры.
Без экзаменов и иллюзий

Чтобы понять происходящее в сфере профобразования, стоит заглянуть в недалекое прошлое и охватить период с 90-х годов до наших дней.

В начале 90-х, когда встали многие крупные промышленные предприятия, отрасль СПО оказалась в непростой ситуации. В обществе сформировался стереотип непрестижности рабочих профессий. Кроме того, доступнее стало высшее образование: в Петербурге открылось множество частных вузов (сейчас работает 41 учреждение, а в 1995-м их было 14), да и число государственных постепенно растет: с 42 в 1995-м до 48 в 2012-м. Кроме того, ряду вузов после создания новых факультетов и отделений удается принимать больше студентов.

В среднем профобразовании наметились прямо противоположные тенденции. Если уменьшение числа техникумов и колледжей в городе было не очень значительным (в 2004 году – 94 учреждения, в 2012-м – 81), то число лицеев и ПТУ только за последние семь лет сократилось вдвое. В 2005 году в системе НПО функционировало 71 учреждение с контингентом обучающихся более 46 тысяч человек, в 2012-м – 36 учреждений, в которых обучались 18 тысяч человек.

Этим летом в системе ссузов действовали новые правила приема. Теперь в большинство колледжей и техникумов Санкт-Петербурга и Ленинградской области абитуриенты поступают без экзаменов. В общем более чем на тысячу увеличилось число бюджетных мест (16 225 – в 2012 году, 17 243 – в 2013-м). Специалисты комитета по науке и высшей школе отмечают рост числа желающих обучаться в техникумах и колледжах. В связи с этим вырос и конкурс в ряде учебных заведений. Например, конкурс в Архитектурно-строительный колледж увеличился с 3,3 заявления на место до 4,1. В список учреждений с конкурсом более трех заявлений на место вошли также Фармацевтический техникум Санкт-Петербургской химико-фармацевтической академии (3,8) и Медицинский колледж Петербургского государственного университета путей сообщения (3,15), тогда как в 2012 году эти учебные заведения вообще не входили в перечень учреждений с высоким конкурсом.

Вот только приток абитуриентов обусловлен прежде всего повышенным интересом к непроизводственным специальностям – дизайн (7,2 заявления на место), реклама (5,1), коммерция (5,0), банковское дело (4,5). То есть поступающие рассматривают ссузы как более доступный аналог вуза.

Об этом свидетельствует, к примеру, снижение конкурса в Автотранспортном и электромеханическом колледже (3,7 заявления на место в 2012 году, 3,5 - в 2013-м) и Промышленно-экономическом колледже (с 4,6 до 2,15). Изменения, предусмотренные новым законом, а именно постепенная ликвидация сети начального профобразования, похоже, только усилят эти тенденции, что, в свою очередь, обострит нехватку квалифицированных рабочих производственных специальностей.
В интересах работодателя

В новом законе оговаривается усиление влияния бизнеса на процесс обучения. Руководители промышленных предприятий наделяются правом на треть менять существующие образовательные программы и создавать альтернативные образовательные центры прямо на производстве. Только думается, что это вопрос не одной пятилетки. И хотя отдельные крупные промышленные компании фактически уже создали свои учебные площадки, ожидания, что их пример перерастет в массовое явление, пока ничем не подкреплены.

Пока образовательными комплексами нового типа стали так называемые ресурсные центры. Первые из них созданы в 2010 году. РЦ представляют собой площадки на базе учреждений НПО и СПО – победителей национального проекта «Образование».

Например, на базе Автотранспортного и электромеханического колледжа создан ресурсный центр «Энергосбережение и экология». На базе Санкт-Петербургского технического колледжа управления и коммерции при содействии Ассоциации предприятий радиоэлектроники и ОАО «Авангард» появился РЦ микроэлектроники, в Санкт-Петербургском медико-техническом колледже – РЦ медицинской оптики. На базе Колледжа строительной индустрии и городского хозяйства при финансовой поддержке ЛСР, «ЛенСпецСМУ», «Юит Лентек», «КНАУФ» был создан «Строительный технопарк».

Ссузы-участники нацпроекта получили на развитие более 460 млн рублей из федерального и местного бюджета и от заинтересованных бизнес-структур. Из этих средств и финансировалось создание РЦ, целью которых стало внедрение инновационных программ. Средства, выделенные ссузам, работающим в режиме ресурсных центров, пошли на закупку нового оборудования, оснащение лабораторий, привлечение высококвалифицированных педагогических кадров и производственных мастеров. Центры работают в тесной связи с промышленными предприятиями города и региона, проходить практику и обучение в них могут не только учащиеся ссузов, работающих в режиме РЦ, но и студенты других профильных учебных заведений. Планируется, что в 2013-2016 годах на базе ссузов Санкт-Петербурга будут работать 13 ресурсных центров.
Борьба хорошего с лучшим

Представители власти полагают, что основные проблемы современного профобразования в городе разрешены. По мнению первого заместителя комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга Ирины Ганус, сегодня город стал крупнейшим образовательным центром, готовящим специалистов для всей страны. «В Петербурге уже два года действует комплексная программа развития профессионального образования, – поясняет она. – За это время проведено множество мероприятий по развитию отрасли».

Мероприятия эти, по словам Ирины Ганус, были направлены в первую очередь на улучшение материально-технической базы учебных заведений, решение проблемы дефицита квалифицированных преподавательских кадров.

«Что касается кадровой проблемы, здесь не последнюю роль сыграло повышение заработной платы – она выросла почти в два раза. Многие преподаватели прошли курсы повышения квалификации. Сейчас к научной и преподавательской деятельности активно привлекается молодежь. Если говорить об условиях обучения, и здесь особых проблем не возникает. Иногородние студенты всегда могут рассчитывать на место в общежитии, самые ответственные и способные получают дополнительную финансовую поддержку в виде именных стипендий».

Оптимизм чиновников не разделяет вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Николай Ковалев: «Да, Санкт-Петербург сегодня – кузница кадров для всей страны. Это свидетельствует, что уровень обучения у нас достаточно высок. Тем не менее проблемы существуют. И по-настоящему их может оценить только потребитель. С точки зрения руководителей промышленных предприятий, проблема состоит в том, что выпускника любого учебного заведения с любым уровнем знаний и умений так или иначе приходится доучивать или переучивать. В этом смысле говорить о тесной связи бизнеса, выступающего в роли заказчика рабочих кадров, и учебных заведений, пока не приходится».

О том, что уровень компетенций выпускников ссузов без опыта работы не устраивает работодателей, говорят и исследования портала Superjob. Например, сварщикам на петербургских предприятиях в первый год работы готовы платить в среднем 23-28 тыс. рублей, тогда как через год, когда работник достигает уровня, соответствующего запросам нанимателя, зарплата вырастает до 33 тыс., а жалованье сварщиков четвертого-шестого разрядов с опытом от 2 лет может составлять 50 тыс. рублей. Серьезный разрыв по оплате труда и у слесарей-ремонтников. Если выпускники училищ поначалу могут рассчитывать только на 15-20 тыс. рублей, то специалисты с разрядом выше третьего и опытом более 3 лет получают в Петербурге 30-35 тыс. рублей.

Проблему соответствия спроса нанимателя и ожиданий учащихся и выпускников может решить сближение бизнеса и профессионального образования, о котором говорит председатель Совета ректоров ссузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Виктор Смирнов. По его мнению, реформы последних лет (перевод большинства учебных заведений из федерального подчинения в ведение регионов, мероприятия в рамках нацпроекта «Образование», действовавшего в 2007-2010 годах, региональные программы развития профессионального образования) все же решили ряд основных проблем отрасли. В нацпроекте, инициированном президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, приняло участие 331 учреждение СПО страны. В Петербурге в качестве участников были отобраны 11 ссузов.

«Если вспомнить, что в рамках нацпроекта работал принцип софинансирования мероприятий государством и бизнесом, то его результаты особенно интересны, – поделился наблюдениями Виктор Смирнов. – Промышленные предприятия вложились в проект почти наравне с государством». В качестве примера эксперт приводит Технический колледж управления и коммерции, дважды ставший участником нацпроекта. Из бюджета заведение получило в общей сложности 40 млн рублей. Около 17 млн инвестировали в создание на базе колледжа Центра микроэлектроники Ассоциация предприятий радиоэлектроники и ОАО «Авангард». «Мне кажется, – размышляет председатель Совета ректоров ссузов, – интерес бизнеса к СПО и его готовность вкладывать в эту сферу деньги убедительно доказывают способность среднего профобразования удовлетворять потребности рынка. Другое дело, пока не преодолены до конца последствия резкого сокращения НПО, сказался и демографический кризис, да и миф о непрестижности рабочих профессий еще дает о себе знать».

Помимо электроники, в качестве примеров плодотворного сотрудничества бизнеса и образования специалисты приводят отрасли речного и морского транспорта, судостроения, автомобилестроения. К примеру, Санкт-Петербургский морской технический колледж имеет долгосрочные договоры о сотрудничестве с более чем 20 судоходными и транспортными компаниями Северо-Западного региона, на каждого выпускника приходится сразу несколько вакансий, а стартовая зарплата молодых специалистов порой превышает 40 тыс. рублей. Благодаря активному развитию автомобильного кластера хорошо себя чувствуют выпускники машиностроительного техникума имени Котина, Невского машиностроительного техникума. Ссузы сотрудничают с Кировским заводом, производителем легких высокооборотных дизельных двигателей ОАО «Звезда», заводами Hyundai, «Магна-Шушары», Volvo. Многие учащиеся определяются с местом работы еще во время практики. Средний уровень зарплат рабочих на этих предприятиях – 25-40 тыс. рублей.

А вот проблемные отрасли в сфере профобразования эксперты назвать отказались. Но, думается, далеко не все благополучно в строительстве. Ниша отделочников, маляров-штукатуров, столяров-плотников давно и прочно занята выходцами из бывших союзных республик, не особенно притязательными в плане зарплаты. Выпускникам профучилищ из-за демпинга конкурировать с ними нелегко. Да и не всем выпускникам техникумов сегодня хочется возглавлять бригады гастарбайтеров – сказываются языковой барьер и непонимание подчиненными СНиПов, ГОСТов и проектной документации. Средняя зарплата в строительстве в марте 2013 года составляла 28,5 тыс. рублей.
Ориентация – на школы, вузы или бизнес?

По мнению Виктора Смирнова, нужно не только восстанавливать связи с предприятиями в виде возрождения системы наставничества и привлечения мастеров производства к учебному процессу. Требуется налаживать контакты и со школами. «Сегодня в школах очень мало внимания уделяют профориентации выпускников, – говорит Смирнов. – А ведь именно на этом этапе ребята должны получить как можно больше информации о реальном положении дел на рынке труда, о наиболее востребованных профессиях. Мы сами выходим на школы, но ведь нужен обоюдный интерес».

Что ж, восстановление связей профобразования со школами, и правда, представляется более логичным шагом, чем интеграция СПО в систему высшего образования. Слияние ссузов с высшей школой сегодня преподносится как особое благо и показатель повышения качества профобразования, а увеличение числа техникумов и колледжей, интегрированных в вузы, считается достижением. С 2012 года в составе петербургских вузов насчитывается 23 образовательных учреждения СПО и семь факультетов, реализующих программы СПО. Распространяются программы параллельного образования «колледж – вуз». Но так ли это необходимо?

По статистике, после ссузов в высшей школе сегодня продолжают обучение 35-36% учащихся, то есть треть выпускников системы СПО не идут работать по профилю. Если к ним добавить12-13% выпускников, уходящих в армию и, как следствие, постепенно теряющих квалификацию, и 0,7-1,2%, уходящих сразу после получения диплома в декрет, получится, что сразу по окончании ссузов работать идут не более половины выпускников. И стоит заметить, что не все – по специальности. Таков коэффициент полезного действия современной системы СПО.

Николай Ковалев одним из решений проблемы видит организацию образовательных центров прямо на производстве. «Такие независимые центры уже есть, – рассказывает он. – Следует понимать: если бизнесу что-то нужно, если для него есть выгода, он первый вложит средства. Потому многие крупные предприятия сами решают свои кадровые проблемы, открывают собственные образовательные комплексы, учебные площадки прямо на производстве и по сути уже не нуждаются в услугах ссузов. Однако помимо утилитарных функций, образование выполняет и социальные. Не каждый бизнес готов нести дополнительные издержки». Создание альтернативных образовательных центров на предприятиях предусматривается и новым законом «Об образовании в Российской Федерации».
К светлому прошлому

Есть мнение, что в будущем в области профобразования может выстроиться механизм, аналогичный советской системе распределения с отработкой специалистом нескольких лет на определенном предприятии. Таким образом должны быть оправданы вложения государства в образование. В рамках национального проекта «Образование» на развитие сферы СПО российским ссузам из федерального бюджета выделено почти 9 млрд рублей. Петербургская целевая программа развития среднего профессионального образования, рассчитанная на 2011-2015 годы, предусматривает финансирование свыше 15 млрд рублей.

«Государству нужна отдача – говорит Виктор Смирнов. – Думаю, обучающийся должен быть готов к тому, что если он получает знания и умения за счет бюджета, ему придется внести свой вклад в развитие промышленности. Конечно, не стоит говорить о жестких ограничениях в выборе и принципе принудительности. Думаю, появится более мягкий вариант, когда студентам еще на начальном этапе обучения предложат некий расширенный список предприятий, с которыми сотрудничает ссуз. Кстати, не исключено, что инициатива по закреплению студентов за организациями будет исходить от бизнеса». К слову, такие примеры уже есть. Киришский нефтеперерабатывающий завод оплачивает обучение молодежи в учебных заведениях, но предварительно руководство подписывает со своими подопечными соглашение, что после выпуска они обязаны отработать два или три года».

Этот пример действительно может рассматриваться как решение проблемы кадров на современных предприятиях. В случае реально существующих долгосрочных соглашений работодатели, формирующие кадровый запрос, будут уверены, что специалисты, на которых они рассчитывают, точно пойдут к ним работать. Тогда и влияние бизнеса на программы станет не только правом, предоставленным новым законом, но и реальным механизмом. И взаимодействие это будет происходить непрерывно – с учетом постоянно меняющихся условий и движения научно-технического прогресса новые технологии будут внедряться в процессе учебы, а не раз в десятилетие. Вот только перспективы повсеместного возврата к системе распределения пока туманны.

Статья опубликована в журнале"Эксперт Северо-Запад" 16 сентября 2013 года.

Комментарии

+ Добавить новый