Путешествие по питерским кофейням

Ни один крупный город сегодня немыслим без паутины кофеен. С утра мы забегаем в них позавтракать, днем проводим деловые встречи или коротаем свободный часок-другой за ноутбуком, вечером обсуждаем новости с друзьями или завершаем романтическое свидание.

Где можно уютно попить кофе в Петерьурге.Изначально появившиеся в Европе в 17 веке как чисто мужские заведения сегодня кофейни более демократичны и универсальны. Еще не ресторан, но уже не фаст-фуд. Здесь одинаково рады беспечным студентам, офисным клеркам, солидным предпринимателям. Можно подобрать кофе к интересной книжке или даже по гороскопу, а можно насладиться проверенным и эспрессо с круассаном.

Во власти сетей

Они повсюду. Эти «Кофе-хаузы», «Шоколадницы», «Идеальные чашки» и «Кофешопы». В центре и спальных районах, в фойе торговых центров. Они во многом похожи, почти одинаковы, отличаются лишь в деталях. Кофе в них для не гурманов, он не отличим по вкусу. Кто-то вообще считает, что напитки в них не имеют ничего общего с кофе. И все же сетевики твердо стоят на питерской почве. Вечером на Невском почти все заведения забиты до отказа.

«Кофе-хауз»

В Петербурге открыто 47 кофеен этой крупной московской сети, из них почти треть во всевозможных торгово-развлекательных комплексах. Что до главного напитка кофейного дома, то здесь предлагается вполне стандартный набор, на мой взгляд, вполне среднего качества. Представители сети и не стараются убедить клиентов в особых качествах своего напитка, но уверяют, что он как минимум всегда свежий, сварен из зерен исключительно собственной обжарки, промолотых за час-полтора до приготовления. Выпить 30-миллиграммовую чашечку классического эспрессо здесь можно за 90 рублей, двойная порция обойдется в 120. Полный перечень кофейной карты с разными вариациями не превышает 15 позиций – не густо.

Вторая фишка кофеен – сладости, выпечка и мороженное. В «Кофе-хаузе» в этом плане с выбором все отлично, а вот цены явно завышены в сравнении с другими сетевыми аналогами на 10, а то и 20 %. При этом пирожные здесь ни более воздушные, ни более ароматные.

Карта коктейлей включает 12 позиций, но половины из представленного в меню нет в наличии. За 325 рублей здесь можно насладиться щедрой порцией «Мохито», пожалуй, самой внушительной по сравнению с теми, что предлагают в других кофейнях. «Маргарита», подаваемая в большинстве кафе в широких, но не самых вместительных бокалах, здесь тоже от души наливается до краев – порции в два раза больше, чем у других.

Что до холодных закусок, то с ними просто катастрофа. Четыре вида салата для компании, позиционирующей себя, как самая крупная, – никуда не годится. А «Цезарь» за 300 рублей, приготовленный в лучших традициях фаст-фуда (то есть весьма грубо и небрежно), ничуть не хуже которого можно приобрести в гипермаркетах типа «Ленты» или «Карусель» рублей за 50 – это уж форменное безобразие. Параллели с фаст-фудом отнюдь не случайны, меню «Кофе-хауза» просто изобилует стандартными сэндвичами и блинчиками. Не знаю, как вы – я ищу в кофейнях нечто иное.

Говорят в кофейни ходят за атмосферой. Соглашусь. Возможно, отдохнуть душой можно и в «Кофе-хаузе», но только не в центральных кофейнях в вечернее время. Попробуйте втиснуться в кафе на Невском в шесть вечера – не выйдет. А если и получится, то проклянете все на свете – шум, гам, вечно дребезжащие блендеры.

«Шоколадница»

На том же Невском, вечером здесь кажется гораздо уютнее, чем в «Кофе-хаузе». Но и тут достаточно людно, а потому приходится довольно долго ждать официантов. Кофейная карта здесь состоит из13 пунктов стандартных горячих напитков, двух холодных и 7, приготовленных во френч-прессе. Цены на кофе в Шоколаднице не сильно отличаются от ее старшего брата «Кофе-хауза». Качество тоже.

Выбор кондитерских изделий достаточно широк, но не оригинален. Думается, пирожными «Прага», «Птичье молоко» и «Картошкой» можно полакомиться и в обычных кондитерских, где стоить они будут раза в три дешевле. Тирамису за 220 рублей здесь не впечатлил совершенно. Чизкейк «Нью-Йорк» за 200 оказался весьма сносным, но не более.

Выбор закусок не велик. Но «Шоколадницу» можно любить за один только «Цезарь». Здесь он такой, каким и должен быть: свеж (ингредиенты еще не успели дать сок), крупно, но не грубо покрошен, сыр тверд, но не пересушен, приправлен правильным соусом. За 270 рублей вам преподнесут огромную, по-русски не жадную порцию. В том же «Кофе-хаузе» тех же денег стоит только половина.

Не радует разнообразием и коктейльный ассортимент – всего семь наименований. «Мохито» показался не таким уж притягательно освежающим с абсолютно не ароматной мятой, «Пина-колада» и вовсе кислая (несвежие сливки?). Пробовать остальное не захотелось.

В стремлении охватить как можно большую аудиторию, «Шоколадница» на своей территории пытается объединить классическую кофейню с суши-баром, блинной и бистро. В одинаковом количестве здесь представлена палитра роллов, блинчиков и сэндвичей.

«Идеальная чашка»

Старейшая в Санкт-Петербурге кофейная сеть, первое заведение которой было открыто еще в 1998 в помещении театра «Балтийский дом». Сейчас сеть принадлежит скандинавскому фонду Trigon Capital и располагает 11 заведениями.

Многим эти кофейни нравятся за уют, вполне приличный кофе, оригинальные десерты и замечательный горячий шоколад. Попробовав, не могу не согласиться, шоколад хорош. Говорят, его здесь готовят действительно из шоколада, а не из порошка, как в других кофейнях. Еще здесь восхитительный кофе по-ирландски.

Ценовой диапазон такой же, как и в других сетях. На некоторые угощения действуют специальные предложения, но таких мало. При такой политике несколько смущает концепция самообслуживания.

«Чайкофф»

Эта сеть отличается своими демократичными ценами. Шутка ли, стоимость тортов и пирожных здесь в два раза ниже, чем в других сетях. Чизкейк «Нью-Йорк» всего сто рублей, тортики не дороже 150. Кофе здесь тоже процентов на 10 дешевле аналогов в «Кофе-хаузе» и «Шоколаднице». Все салаты по сто, но их мало – всего четыре вида и порции невелики. Пироги по 70-90 рублей. И как еще не разорились?

Ответ нахожу, открывая коктейльную карту – вот где ценник взвинчен! Процентов на 30, а иногда и на 50, по сравнению с остальными кофейнями. Впрочем, и выбор алкогольных коктейлей здесь, по ощущениям, самый огромный.

Что же до особенной атмосферы кофейни, то мнения у людей могут быть кардинально-противоположными. Так, одни из моих знакомых, считают заведения сети «Чайкофф» невероятно теплыми и уютными, располагающими к неторопливым дружеским беседам. Другим категорически не нравятся непродуманные интерьеры. Думаю, что дело тут в том, что разные люди бывают в разных точках. Это удивительно, но заведения «Чайкофф» отнюдь не придерживаются какого-то единого стиля. В кафе на Литейном очень много красного, помещение на Большом проспекте такое огромное, что напоминает невозможный гибрид столовой и ресторана, на Садовой все как-то в разнобой, на Владимирском все в прямом и переносном смысле шоколадно.

«Coffeeshop»

Сеть австрийских кофеен вторглась в северную столицу не так дано. Но сделала это дерзко и с претензией на суперкачество. Дескать, варят кофе здесь только из высокогорной арабики, собранной вручную и обработанной самым лучшим способом, с добавлением натурального цельного молока, не нагреваемого свыше 65%, и использованием воды, очищенной по спецтехнологии. Возможно-возможно. Я хоть и не гурман, но все же отмечу, что на вкус очень даже, но… Черт возьми, зачем разливать все это в картонно-пластиковую тару?

Да и вообще все в оформлении и интерьере какое-то нерусское, пестрое. Есть нечто фастфудовское, ничуть не работающее на атмосферу тепла и уюта. Обслуживание, напротив, по-русски неторопливое. Ценник по-московски задран. Даже акции не впечатляют: миниатюрная чашечка кофе с таким же крохотным круассаном за 135 рублей или чашка побольше с Бейгл Кламом за 195. И вся эта «радость» только, пока не наступит полдень. Кусок торта за 185 рублей тоже не выглядит подарком судьбы, как собственно и цитрусовый чай за 195. Не душевно как-то.

«Гурме»

Кофейный дом «Гурме» представлен семью заведениями. Ни одна из них не борется за клиентов на дорогом Невском, но и суетливых торговых центров избегают. По всей видимости, концепция этой сети – золотая середина. То же касается и меню. 14 сортов кофе (плюс несколько вариаций приготовления) – ни много, но и ни мало. Широкая палитра кондитерских изделий сочетается с полным отсутствием сытных обедов. Что ж, лучше меньше, да лучше. Похожей концепции придерживается сеть Costa Coffee, располагающей в Петербурге всего двумя кофейнями.

К качеству «Гурме» и, правда, не придраться. Представители кофеен заявляют, что варят кофе чуть ли не самой свежей обжарки. Вам понравилось, и вы хотите приготовить нечто подобное в домашних условиях – на помощь придут консультанты, которые посоветуют какой сорт лучше приобрести, и как с ним обращаться.

Интерьер здесь тоже весьма располагающий. Особенно по вкусу придутся посиделки в этих кофейнях некурящим гражданам. А вот ценовая политика неопределенная. В том смысле, что стоимость чашки кофе может сильно отличаться в разных точках сети.

Авторские кофейни

Альтернативой сетевым кофейням служат заведения с претензий на эксклюзивность, индивидуальность и авторский стиль. Таковых тоже достаточно в городе на Неве. Однако звание концептуального кафе удается подтвердить далеко не всем.

«Книги и кофе»

Похоже, эта кофейня замахнулась на лавры кондитерской-кафе Вольфа и Беранже, что принимала когда-то в гости поэтов и писателей, куда захаживал Грибоедов и Пушкин. Как несложно догадаться из названия, современная кофейня на Набережной Макарова ориентирована на любителей литературы. По всему периметру заведения тянутся книжные стеллажи. Подходи, выбирай, читай. Понравилась книжка – покупай. Иногда здесь проходят музыкальные концерты, выступления поэтов и писателей, выставки художников и фотографов.

В кофейной карте заведения 16 видов кофе. По желанию клиента напиток можно приправить корицей, мускатным орехом, имбирем, ванильным сахаром, лимоном, молоком или кусочками зефира. Ценовая политика весьма демократична: кофе от 50 до 90 рублей, кофейные коктейли – 120 рублей. Никакой еды и алкоголя – ничто не должно отвлекать от искусства. Таким же принципам сочетания благородного напитка с чтением следуют кофейни книжных клубов «Буквоед».

Nero

Кофейня на углу Жуковского и Литейного хоть и небольшая, но не слишком уютная – мало места и очень людно. В зале для курящих, что на втором этаже, кажется, совсем нет кондиционера – дымно и душно. Цены весьма демократичны. Кофе, в общем, не плох, но лично мне этого показалось недостаточно для авторской кофейни. Должна же быть какая-то фишка?

Кто-то сходит с ума от стеклянной лестницы с коваными перилами, кому-то нравится отрешенно смотреть в огромные витражные окна, кто-то приходит в восторг от чая с дикой вишней и миндалем. А меня же ассортимент пирожных, не отличающийся оригинальностью, конфеты фабрики Крупской и заветренная пахлава никак не настраивают на медитативный лад.

Coffee inn

В первую очередь меня поразил рекламный ход заведения. Отзывы во всемирной паутине сулили мне на выбор целых 2000 сортов кофе. Сомнения закрались, стоило только отворить дверь – в этой крохотной кофейне столько просто не поместится.
Наличествующий ассортимент лишь подтвердил мои опасения – многого не было, а рекламные обещания выполнить любой каприз и в кратчайшие сроки приготовить любой выбранный из книги рецептов напиток, именно в этот день оказались невыполнимыми. Впрочем, классический эспрессо оказался довольно приличным. С десертами и выпечкой тоже беда. Под стеклом барной стойки тоскливо ожидали своей участи лишь пара куцых кусков торта. Салатов и закусок не было совсем.

«Зерно истины»

Главная особенность этой кофейни заключается в «астрологическом меню». Каждый желающий может сделать заказ исходя из рекомендаций звезд. Те, кому открывшейся «истины» покажется недостаточно, могут попросить распечатать кофейный гороскоп и для домашнего использования. «Зерно», с этой точки зрения, – идеальное место для свиданий с дамами, увлекающимися ненаучной психологией, философией и прочими штучками.

Тех же, кто скептически настроен по отношения к гаданиям на звездном небе, как и на кофейной гуще, здесь завлекают бесплатным wi-fi. А что еще нужно деловому человеку, забежавшему в кофейню скоротать часок, так некстати вылетевший из плотного графика? Да и цены практически настроенных посетителей порадуют: эспрессо – 65 руб., эспрессо со сливками – 75, кофейный коктейль – 130.

«Кения»

Столь жаркое название, конечно, обязывает. Оправдать его кофейня старается интерьером, стилизованным под флору и фауну черного континента и мебелью, декорированной в колониальном стиле.

Здесь не дешево, но очень вкусно. Это одно из немногих мест – где готовят великолепный Цезарь (от 300 рублей) и подают его огромными порциями. Расценки на классический кофе, впрочем, стандартны – в среднем от 100 до 150 рублей. За 500 рублей можно насладиться недурственным кальяном.

Black & White

И вот здесь дело не только в интерьере, выдержанном в черно-белых тонах, со стенами, украшенными авторскими ретро-фотографиями. Главное достоинство заведения – сервис. Тем, кто не любит подолгу ждать официанта, безусловно, придется по душе идея сенсорной панели для вызова специалиста, закрепленная за каждым столиком. Еще одна деталь гостеприимной кофейни – специальный «сертификат дегустатора».
>Nero
Выдается сей почетный документ только тем посетителям, которые отважились попробовать кофе Kopi Luwak. Жутко дорогой, с пикантной историей приготовления (не каждый оценит сей оригинальный способ), неразрывно связанной с жизнедеятельностью забавного зверька семейства виверровых. В общем, приятного кофепития!

Примечание:
Обзор написан с год назад для первого выпуска нового журнала для мужчин, коему так и не суждено было появиться на свет.