В царстве окаменевших манси

Пару лет назад, благодаря телепроекту «7 чудес России» страна неожиданно узнала о том, насколько она богата. Богата, прежде всего, своими природными памятниками. О величественном Байкале, многострадальной Долине Гейзеров и высоченном Эльбрусе все мы знаем со школьной скамьи. Но вот «чудо» республики Коми стало настоящим открытием для широких масс. Если раньше о каменных истуканах в северной части Уральских гор были наслышаны разве что фанатичные туристы-дикари, то теперь на Мань-Пупу-Нер стремятся попасть даже не самые искушенные путешественники.

Предания старины глубокой

Заснеженные болваны плато Мань-Пу-пу-нер.Интерес к Малому плату болванов объяснить легко. Представьте себе: семь величественных истуканов высотой с «десятиэтажку», возвышаются на 900-метровой горе. При этом очертания каменных останцев очень сильно напоминают человеческие фигуры. У одного «богатыря» будто бы поднята вверх рука. Другая скала предстает в виде застывшего женского силуэта с отчетливо угадывающейся прической и сложенными в молитве руками. Третий пугает своей ехидной улыбкой. Как тут не поверить в легенды, связанные с этим странным природным изваянием?

А преданий сохранилось огромное множество. Самый популярный миф гласит, что столбы выветривания были некогда семью великанами-самоедами, которые шли через каменный пояс в Сибирь, чтоб истребить вогульский народ. Но на вершине плато Мань-Пуп-Нер их предводитель увидел перед собой священную гору манси (вогулов). В страхе он бросил свой белый бубен, и все его спутники застыли от ужаса.

Болваны на плато Мань-пу-пу-нер.Среди коми-пермяков рассказ этот гуляет в несколько иной интерпретации. Согласно их легенде, великаны шли не в Сибирь, а из Сибири, с целью уничтожить древних обитателей Перми Великой. Но заприметил неприятелей чердынский богатырь Полюд, наблюдавший с горы за другой битвой пермяков и вогулов. Когда понял молодец, что силы соотечественников его на исходе, в сердцах топнул ногой по горе (Полюдов след и сейчас можно увидеть на одноименной горе близ Красновишерска) и окаменели враги, спешащие на помощь к войску манси.

Есть еще одно предание, весьма романтическое. Случилось все в давние времена, когда манси еще голыми руками охотились на медведя, а их вождь жил на горе Торе-Порре-Из. Была у вождя дочь Аим, и настолько она была красива, что слава о ней разнеслась далеко за Уральский хребет. Услышал о ней и великан Торев (Медведь). Вот только девушка отклонила предложение руки и сердца богатыря. И тогда отвергнутый жених наслал на Торе-Поре-Из свое войско.

В отчаянии Аим стала молиться добрым духам о спасении своих близких. И вдруг город накрыли огромные тучи, которые и помогли дочери вождя вместе со своими братьями уйти с места сражения. Но на следующий день вновь настигли их преследователи. И тогда старший брат девушки Пыгрычум поднял к лучам солнца свой волшебный меч, и попавшие под эти лучи войны, а вместе с ними и Аим с братьями вдруг в изумлении застыли.

Две недели на дорогу к мечте

С тех пор среди коренных народов Сибири и Северного Урала считается грехом подниматься на гору и тревожить каменных идолов. Впрочем, плато и сейчас редко бывает благосклонным к туристам — погода здесь очень капризная, то дождь, то снег, то ветер. Да и попасть на Малое плато болванов неподготовленному туристу до последнего времени было очень не просто. От железнодорожной станции в Ивдели до плато порядка 250 километров. От реки Ауспии, откуда чаще всего начинается пеший поход, до Уральского Стоунхенджа около сотни километров. И, конечно, путь предстоит нелегкий, через реки и озера, через горы и болота с высокой вероятностью повстречаться с хозяином тайги — бурым медведем. В общем, все по-взрослому.

Снег на плато Мань-Пу-пу-нер.Однако настоящих искателей приключений, не пугают ни расстояния, ни погодные условия. К примеру, путешественник и мастер спорта по спортивному туризму, Андрей Королев побывал на плато не единожды. И со своего первого похода, он каждый раз лишь усложнял маршрут. Так, в 2004 году его группа поставила перед собой цель не просто вновь попасть на плато, но и пройти траверсом одну из самых глухих, интересных, красивых и практически не посещаемых туристами частей Северного Урала, от хребта Ошньер до реки Щугор — границы Северного и Приполярного Урала. Эти места, особенно севернее горы Яныгхачечахль, являются самыми труднодоступными на всем Уральском хребте.

«В результате такого путешествия, мы не только прикоснулись к таинственной атмосфере, царящей на Мань-Пупу-Нер, но и увидели множество других интересных мест. Очень сильное впечатление произвело озеро Лунтхусаптур (в переводе с манси «Озеро гусиного гнезда», где по легенде во время всемирного потопа спасся один единственный гусь). Особенно шикарная панорама открывалась на водоем с небольшой возвышенности. Мы также совершили восхождение на гору Отортен и еще с ее вершины пытались разглядеть легендарные столбы выветривания. Но нам помешал туман, и конечно расстояние — до плато оставалось порядка 50 километров. Зато на 11 ходовой день мы, наконец, приблизились к истуканам и начали восхождение на гору — до чего эффектно они надвигались на нас всей своей мощью» — рассказывает участница экспедиции Марина Мокрушина.

А еще в этой экспедиции активно обсуждали перспективу встречи с медведем. И если мужчины были не прочь повстречаться с косолапым, то дамы к этой идее относились с опаской. Все-таки ни ружей, ни даже охотничьих ножей у них не было. Руководитель группы, правда, заверял своих подопечных, что даже если мишка и попадется на пути, то трогать безоружных туристов не станет. Аргумент был до безобразия прост — хищники летом, дескать, сытые и так, и истощенные дорогой странники им малоинтересны. Как бы то ни было, но медведь путешественников не побеспокоил, а вот лоси за время скитаний попадались часто.

О тайне перевала Дятлова

В общей сложности пеший поход к каменным идолам и обратно занимает около трех недель. И, естественно, такая вылазка требует от участников много сил и нехилой моральной подготовки. Далеко не каждому такой вариант по душе. Многие туристы пытаются оптимизировать маршрут на свой лад. Например, москвич Роман Кузьмин не теряет надежды добраться почти до самого плато на джипе. Реализовать свою затею автолюбитель пытался дважды, но пока не судьба.

«Возможность заезда, при котором до столбов оставалось бы километров 8 пешком, есть. И наши коллеги из клуба «Pajero 4*4 Off-Road Club» подъезжали к плато на максимально близкое расстояние. Нам же пока удалось доехать только до перевала Дятлова, до цели оставалось километров 80». Машина поломалась, пришлось экстренно чинить и возвращаться в Москву. Но зато вдоволь наелись грибов. На перевале столько подберезовиков — косить можно» — делиться впечатлениями Роман.

Перевал Дятлова. Монумент.Впрочем, перевал часто становится главной преградой для туристов на пути к болванам. 50 лет назад здесь в полном составе погибла группа туристов из Свердловска. В назначено время лыжники Уральского политехнического института просто не вышли на связь. А позже нескольких туристов их нашли в полутора километрах от палатки на склоне горы Холат-Сяхыл мертвыми.

«Учитывая отсутствие на трупах наружных телесных повреждений и признаков борьбы, наличие всех ценностей группы, а также принимая во внимание заключение судебно-медицинской экспертизы о причинах смерти туристов, следует считать, что причиной гибели туристов явилась стихийная сила, преодолеть которую туристы были не в состоянии», — с такой формулировкой 28 мая 1959 года уголовное дело по факту гибели группы Дятлова было прекращено. При этом никаких особо сложных препятствий в этих местах не наблюдается, но название горы переводится с языка древних манси, как «Гора Мертвецов».

Многие энтузиасты до сих не теряют надежды разобраться в истинных причинах трагедии. Например, другой участник паджеро-клуба Алексей Макаров в этом году в рамках автомобильной поездки к Мань-Пупу-Нер помог доставить необходимое оборудование для изучения гибели группы Дятлова на перевал.

Но мы отвлеклись, а между тем, конечно, есть и другие варианты заброски на плато мансийских истуканов.

Два часа — и болваны ваши

Можно рассмотреть варианты для совсем ленивых. Однако просто ленивым быть недостаточно, нужно еще обладать хорошим материальным ресурсом. Если с содержимым кошелька все в порядке, то можно совершить вертолетную экскурсию на плато. Сегодня подобные вылеты предлагают порядка 6-7 туроператоров республики Коми и соседних областей.

Туристы на плато.Так, компания «Соло-тур» предлагает вылеты на плато из Красновишерска на Ми-8. Два часа (если повезет с погодой) и вы на месте. А на плато вам и фотосессия и пикник за счет фирмы. Правда с метеоусловиями везет редко — погода в горах капризная, и часто вертолет заходит на посадку не с первого раза. Да и пикник — мероприятие скорее символичное — как-никак столбы находятся на территории заповедника.

«Конечно, ни о каких кострах не может быть и речи — тут с этим строго. Весь мусор после экскурсии собирается и ввозится. А так с администрацией заповедника проблем нет. На каждого путешественника мы оформляем специальную лицензию, плюс получаем разрешение на посадку вертолета», — поясняет директор «Соло-тур» Юрий Половников.

Также, по словам руководителя компании, интересуются предложением слетать полюбоваться на идолов многие. Особенно число любопытных увеличилось после телепроекта «7 чудес России», однако до экскурсий дело доходит не у всех. В среднем в летний сезон набирается одна-две группы (до 16 человек), подавляющее большинство — москвичи и петербуржцы. Стоимость такого приключения около 400 тысяч рублей за группу.

Турагентство «Вэртас Тур» спешит предложить своим клиентам компромиссный вариант: заброска от Сыктывкара на автотранспорте по лесным дорогам до Усть-Илыча, более 80-километровый сплав на лодках и 38-километровый пеший поход.

Когда болваны начнут работать и зарабатывать?

Именно на такие компании и делают ставки местные власти. Турфирмам помогла реклама в виде телевизионного проекта, а фирмы должны помочь бюджету Коми — такова логика представителей администрации республики. В регионе даже приняли концепцию развития этой сферы, однако достичь поставленных целей, по всей видимости, получится не скоро. Именно поэтому программа рассчитана на целых 12 лет.

Выгода от развития туризма в республике очевидна. Затраты на развитие необходимой инфраструктуру могут окупиться достаточно быстро. Зато в перспективе по подсчетам специалистов каждая тысяча путешественников может дать до миллиона долларов в казну. И от 80 до 200 рабочих мест для местных жителей.

Вот только где взять эту тысячу страждущих встреч с болванами. Из семи туроператоров Коми, рассматривает этот объект лишь пара компаний. Да и тем предстоит нелегкая борьба за клиента — все же цены на цивилизованные поездки на плато высоки, а походно-романтический стереотип о том, что до «пупов» лучше всего добираться без посредников, очень силен.

Впрочем, романтиков, уже начали наказывать. Дело в том, что далеко не каждый паломник утруждает себя необходимостью получения разрешения на посещение Печоро-Илычского заповедника. Лишь единицы выкладывают за лицензию «кровно-заработанные» (пребывание на территории заповедника оценивается администрацией в 500 рублей за сутки). И если раньше о проблеме подхода туристов к истуканам со стороны Свердловской области, где охрана почти отсутствует, местные власти почти не задумывались, то теперь наоборот усилии контроль.

За 2008 год инспекторы по охране заповедника выявили с десяток нарушений, связанных с незаконными проездами и проходами граждан по территории парка, а также незаконным сбором грибов и ягод.

А цивилизацию на подходе к заповеднику, напротив, планируют развивать. В мае этого года глава Тройцко-Печорского района Виталий Широтов рассказывал о разработке новой тропы к легендарному плато, более простой для начинающих туристов. Саму дорогу также планируют облагородить информационными стендами, указателями, биотуалетами, гостевыми домиками и стойбищами для палаток. Идет обустройство новой вертолетной площадки вблизи плато. Благо бюджет, позволяет.

В этом году на развитие туристического объекта «Столбы выветривания на плато Мань-Пупу-Нур» направлено порядка 150 тысяч долларов. И это средства, выделенные только в рамках реализации проекта Исполнительного агентства Глобального экологического фонда (ГЭФ) и программы развития ООН (ПРООН) «Укрепление системы особо охраняемых природных территорий Республики Коми в целях сохранения «биоразнообразия» первичных лесов в районе верховьев реки Печора».

Но это меры по облагораживанию подходов к каменным останцам с Запада, из республики Коми. Что касается дикой туристической тропы, начинающейся в Свердловской области, то она вряд ли подвергнется серьезным изменениям. Разве что число егерей и инспекторов на восточной границе заповедника заметно увеличится.

А нужна ли цивилизация в заповеднике?

Мань-Пу-пу-нер. Зимний пейзаж.Вот только не приведет ли массовый наплыв туристов к нарушению экосистемы природного парка? В администрации заповедника уже сейчас отмечают увеличение числа заявок на посещение плато. Однако задача заповедника — сохранение природы в ее первозданном виде. Поэтому предложения на вроде проведения пешеходных дорожек от столба к столбу, только ради того, чтоб путешественники не топтали белый мох, выглядит с этой точки зрения абсурдными. С другой стороны и мох этот за год подрастает лишь на 5 миллиметров.

Несколько странными в этом плане кажутся и меры по пресечению дикого туризма в угоду развития вертолетных туров и забросок на моторных лодках по рекам заповедной зоны. В результате, пока что оптимальным решением остается расчет возможности охраняемого природного комплекса и допустимого количества туристов.

Так, например, бывший директор Печоро-Илычского заповедника Корнелий Мегалинский считает, что массовый туризм на Маньпупунер невозможен. В качестве организации он приводит пример о вандализме в ледяной пещере Иорданского лога, расположенного недалеко от плато. Какой-то несознательный путешественник написал на стене свое имя.

В статье использованы фотографии участников экспедиции «Пермского внедорожного клуба» на Мань-Пу-пу-нер: Виталия Белоброва, Андрея Васильева, Радика Саиетова и Андрея Ширинкина.
Сергей | 82.193.98.116

Когда то давно попал мне в руки книга 'Турпоходы в Печорские альпы' с тех пор загорелся желанием своими глазами увидеть то о чем там написал автор ее Г А Чернов.С начала малым был. Потом мамка не пускала.потом армия 3 года .после работал в армии старшим мичманом еще 25 лет.Но с книгой той не расстаюсь и поныне да и мечта не отпускает.Жил я раньше в Печоре сейчас же живу в Киеве.Отпуск обещают дать в июне .Осталось быстренько заработать мешочек денег и Ура.

АНДРЕЙ | 95.78.15.59

Я ТАМ БЫЛ ЛЕТ 20 НАЗАД . ВЗГЛЕНУЛ БЫ ЕЩЕ

Vasiliy | 78.37.147.213

Хорошая статья, Марина. Живым человеческим языком написана, что большая редкость нынче для темы туризма.

Для себя решил, что если на Мань-Пу-пу-нер не попаду, то жизнь будет прожита зря )). Если найдутся желающие составить компанию, то готов обсудить.