Журналисты в поиске работы. Немножко креатива, понтов и… искренности

Честное слово, уже надоели эти постоянные стенания среди журналистов о невозможности найти нормальную работу. Мало того, что в интернет-сообществах все друг другу плачутся, так все это еще и приправляется аналитическими обзорами рынка «стремительно сокращающихся» вакансий в СМИ. Да и черт бы с ними с обзорами-то. Но…

Невозможно жить в обществе и быть свободным от него (все помним дедушку Ленина?). Сложно не поддаться на всеобщую рефлексию. Во мне и самой стали просыпаться непонятного свойства страхи, сомнения. Я, было, окончательно впала в депрессию, пока лично не убедилась, что «в действительности все не так, как на самом деле». В общем, не претендуя на авторитетность суждений, осмелюсь-таки предложить руководство по поиску работы в медиапространстве (в штате, или нет, не суть).

Несколько общих фраз

Пособие для безработных щелкоперов. Найти работу журналисту гораздо проще, чем это кажется на первый взгляд.Вы, конечно, можете «заспамить» своими универсальными резюме все сайты-посредники в поиске работы. Вы можете даже закидать объявлениями все возможные профсообщества во всемирной паутине, в тайне надеясь, что это эффективнее, чем первый вариант. Но, как показывает практика, КПД от этих телодвижений равен приблизительно… ничему. В лучшем случае вам предложат попробовать свои силы в «новом, стремительно развивающемся интернет-журнале», без денег, но зато с упоминанием вашей фамилии (обалдеть можно).

Просмотр вакансий в сети также оптимизма не прибавляет. Ищут, как правило, людей в издания типа «Вестник-Буревестник», и та на очень непривлекательных условиях. Да и требования некоторых работодателей порой поражают воображение — необходимость писать 500 тысяч знаков в месяц, обладание базой контактов друзей Путина и Медведева, знание специфики рынка ценных бумаг в Зимбабве, безупречный русский, английский, китайский, португальский…

В общем, так вы точно не найдете свое место, а место не найдет вас. Лучше всего, когда выбирают не вас, а вы. На самом деле это просто. Для начала, вы просто составляете для себя небольшой список СМИ, в которых лично вы хотели бы работать. И пусть в этом списке будет хоть «New York Times» (но, хочется верить, что вы все-таки патриот), хоть упомянутый уже мифический «Вестник-Буревестник».

Естественно, вы должны иметь хоть примерное представление о формате выбранных СМИ и осознаете необходимость коррекции резюме под этот формат (мы же с вами умные люди?). Предполагается также, что в вашем архиве имеется хотя бы пара публикаций в этом формате. Лучше перейдем сразу к установлению контакта.

Але, вам гении нужны?

Допустим, связей у вас нет, блата не предвидится, и в сказки вы не верите. Тогда находите телефоны интересующих вас редакций, звоните, добиваетесь, чтоб вас соединили с редактором, коего сразу в лоб и спрашиваете: «Вам нужные хорошие журналисты?» Ни один вменяемый редактор не ответит отрицательно, но посмеяться, конечно, может. А если не посмеется, то его улыбку вы увидите даже сквозь сотни разделяющих вас стен. Расслабьтесь, позитивное начало задано.

Редактор, скорее всего, съязвит (если вы начали обзвон не с «Вестника — Буревестника», будь он не ладен): «Хорошие нужны, но набор гениев временно приостановлен».

Тут нужно быстро, пока он не опомнился тоном, человека, не сомневающегося в своей избранности, уставшего от груза собственного авторитета ляпнуть, что-то вроде: «Поначалу все так говорят, а потом…», дальше что-нибудь типа: «Кстати, у меня есть кое-что специально для вашего издания, темы супер, бла, бла, бла».

Дальше, после пары уточняющих вопросов, на которые вы ответите общими, но яркими фразами, редактор, либо предложит вам отправить резюме по почте, либо встретиться лично.

В первом случае вам всего лишь нужно отправить адаптированное формату издания резюме, четыре-пять ваших работ (не самых любимых и сильных на ваш взгляд, а тех, которые будут наиболее интересны конкретно этому главреду) и наброски тем с сопроводиловкой. Касательно тем, можно не стесняясь предлагать что-то совершенно нестандартное, умопомрачительное и не подъемное — главное показать, вы просто фонтанируете идеями. Стиль письма может быть, и лучше всего, если будет, не очень официальный, но и не панибратский. Тон убеждающий, такой, чтоб вас самих «торкнуло». После того послания, как правило, последует звонок и предложение встретиться.

Пропиариться и не соврать

Врать не хорошо, это все знают. Да это и не нужно, самим потом расхлебывать как-никак. Но отвечать на вопросы, на которые следовало бы ответить положительно, отрицательно и с поникшей головой категорически запрещается. Лучше всего включить принцип «Зато».

Например:

— Как насчет обширной базы осведомителей?

— Я не могу похвастаться (никаких «к сожалению) обширными связями в какой-то отдельной области, зато, если нужно, я могу хоть из под земли достать конкретных интересующих экспертов (лично я могу, а вы?).

Нужно быть готовым к странным вопросам, типа: «Сколько тысяч знаков вы можете писать в месяц?» (лично для меня он странный). Не нужно тут же прикидывать, на какую цифру он рассчитывает, и пытаться угадать. Лучше честно скажите: «Не приходило в голову сосчитать, а вообще объемы зависят от характера работы над текстом (аналитика, информационная журналистика).

Редактору также может быть интересно, с кем ему приходится конкурировать, тогда он спросит, какие издания вы еще рассматриваете. Называйте самые брендовые СМИ из тех, с представителями которых вы реально контактировали, или собираетесь. Если исход предыдущих собеседований не в вашу пользу, не сообщайте об этом, но и не вздумайте сладостно петь, что вас уже ждут там с распростертыми объятиями — проверить-то не трудно. И вообще не показывайте очень большой заинтересованности в конкретном СМИ (даже если оно — мечта всей вашей жизни)

Если вы держались уверенно, отвечали честно, но в свою пользу, то шансы на то, что вы станете сотрудником этого издания очень высоки. Все, что вам осталось — написать самый первый материал. Выдайте, действительно, сногсшибательный текст. Писать то вы умеете, ведь так? Если нет, то это руководство не для вас.

Тэль | 109.188.198.41
Марина Ярдаева сказал(а):
Я бы не была столь категоричной в суждениях. При чем здесь зацикленность? Где в тексте речь о нал...

"замечательный коллектив и адекватный редактор, которому ничего не нужно нализывать" - это не "пермская" аномалия, это, скорее, плюс изданий периферии... в моем родном городе у меня была такая же редакция и великолепный, компетентнейший главред, с подобным в Питере я пока не пересеклась...

Марина Ярдаева | 178.66.37.234
(анонимно) сказал(а):
Я когда- то работала в штате и поняла, что для меня это крайне невыгодно и неудобно. Да и условия...

Вот я и говорю, что мы с вами просто были поставлены в разные условия. Когда я работала в штате в Перми, мне была предоставлена полная творческая свобода. Никто не ставил в обязанность каждый день приходить в офис, никто не требовал выдавать норму в знаках, меня не нагружали переписыванием пресс-релизов и походами на скучные прессухи. Я просто занималась тем, что мне реально нравилось и делала это на совесть. За это мне платили хорошие деньги: оклад, гонорар (часто в двойном размере), хорошие премии, бонусы. Всегда оплачивались командировочные и прочие расходы, предоставлялся транспорт, канцелярские принадлежности и прочее, прочее. Редактор - очень милая корректная женщина (общаемся через инет до сих пор), коллеги - умные, разносторонние люди, а не с промытыми мозгами.
На такую контору я бы и сейчас с удовольствием поработала с оформлением или без. :)

Это я потом уже узнала, что бывают редакции, где не хватает компов, и телефон один на десять столов. Что компенсация проезда и мобильной связи может быть заложена в гонорар, а гонорар - сто рублей за текст. Что некоторые товарищи считают журналистикой переставление слов в пресс-релизах. Что все блага работы в штате с точки зрения некоторых издателей заключаются в жалкой подачке (тыщи две-три) к мизерным гонорарам, называемой окладом. Что, многие считают нормой, когда редактор разговаривает с журналистами исключительно матом. А позже я еще и поняла, что таких редакций большинство. Вот с представителями таких шаражек мне и нештатно сотрудничать не хочется. :)))

А так вообще, я тоже за свободный полет и независимость. Три года в свободном полете работала и в будущем намерена к этому же вернуться.

(анонимно) | 178.70.210.77

Я когда- то работала в штате и поняла, что для меня это крайне невыгодно и неудобно. Да и условия мне не понравились. Условия, отношение, главред, коллектив с промытыми мозгами, доход. До этого работала внештатником и ни в чем себе не отказывала!
Мне именно такой запомнилась редакция... Да, у меня глубокая психологическая травма! Сейчас позвоню психотерапевту!)))

Когда работаешь в разных сферах, там себя реализовываешь, а пишешь для удовольствия, о том, где сейчас работаешь и с чем сталкиваешься по работе, то это гораздо интереснее и дороже по деньгам, чем рядовая статья, написанная по заданию редакции!

Все эти гонорары идут не "на жизнь", а на подарки друзьям и подругам. Так, просто "лишние" деньги...

Марина Ярдаева | 178.66.37.234
(анонимно) сказал(а):
Бред какой- то, если честно, вся эта зацикленность. Я вообще, без резюме обхожусь. Просто ваяю ма...

Я бы не была столь категоричной в суждениях. При чем здесь зацикленность? Где в тексте речь о нализывании мягких мест главредам?

Я сама три года как не работаю в штате, хотя все это время продолжала зарабатывать на жизнь журналистикой и фрилансом. И пока еще вроде не голодала. Но я не люблю крайности. Вероятно, вам однажды очень сильно не повезло с работой в штате. Я же, когда только начинала писать, наоборот умудрилась попасть в очень хорошую редакцию с замечательным коллективом и адекватным редактором, которому не надо было ничего вылизывать. И условия труда там были нормальными, и отношения с начальством строились на взаимоуважении, и зарплаты радовали. Посему даже сейчас иногда скучаю по такой вот дружеской компании, но все больше убеждаюсь, что таких мест в природе не осталось. Видимо, это была какая-то пермская аномалия.

Но однажды меня в очередной раз "накрыло", подумалось мне: "А вдруг где-то еще есть островок...". И я отправилась на поиски. Результатом оных и явился вышеопубликованный текст. Парадокс в том, что ни в одной конторе, куда я обратилась, мне не отказали, но и не одна из них меня в конечном счете не заинтересовала. Ибо меня серьезно смущает необходимость работать с девять до семи, непременно выдавать в месяц в месяц по 200 тыщ знаков и писать желательно про что-нибудь нейтральное, дабы не было судов. Тогда я подумала, пусть мой опыт поиска пригодится кому-то еще, кто не столь привередлив и согласен работать на предложенных условиях. Почему нет?

А рассуждать, как лучше налаживать контакты с изданиями, с резюме или без, это уж как-то... У вас свой подход, который, по-вашему, работает. У меня свой. И он тоже действенен.

(анонимно) | 178.70.212.141

Бред какой- то, если честно, вся эта зацикленность. Я вообще, без резюме обхожусь. Просто ваяю материал, а потом смотрю, какое СМИ его смогло бы напечатать. Звоню главреду, представляюсь не журналистом в поиске работы, а специалистом, реализовывающим себя успешно в другой сфере. Их это больше устраивает, чем все, кто им мягкие места нализывает, пытаясь попасть в штат. Я просто не строю иллюзий по поводу приема в штат, чем не отравляю жизнь ни себе ни главредам