«Руки вверх» и «Нирвана». Музыкальные пристрастия перестройки и 90-х годов.

12 августа 1989 года, ровно 20 лет назад, была выпущена первая тысяча пластинок дебютного альбома группы Nirvana», под названием «Bleach». А в Самаре в это время задумывались о смысле жизни подростки Сережа Жуков и Алеша Потехин, будущие попсовики всея Руси.

Перестройка в России и музыка времен развала Советского Союза.12 августа 1989 года, ровно 20 лет назад, была выпущена первая тысяча пластинок дебютного альбома группы Nirvana», под названием «Bleach». А в Самаре в это время задумывались о смысле жизни подростки Сережа Жуков и Алеша Потехин, будущие попсовики всея Руси.

Наверное, ни одна эпоха не знала такого музыкального разнообразия как конец 20-го века. Рок, вышедший из подполья. Попса, захлестнувшая эстраду. Шансон, переставший быть уделом ограниченного круга слушателей. Рэп, прорвавшийся к нам с Запада после падения «железного занавеса». Новые рейв, хаус и прочая «электроника». И даже классика… Или вы уже забыли, как одно время было популярно «Лебединое озеро»? Его как-то даже транслировали по всем каналам!

В конце 80-х лично мне по-настоящему нравились три песни. Под «Девочку мою синеглазую» я любила многозначительно призадуматься и помечтать. Я даже почти влюбилась в своего соседа по койке в садике только за то, что он был похож на Женю Белоусова. «Зажигать» я любила под «На теплоходе музыка играет». Ох, как я «колбасилась» четырехлетняя под этот хит. А исполнять с надрывом и выражением скорби на лице с лампочкой вместо микрофона мне безумно нравилось «Я получил эту роль» Шевчука.

Думаете, я одна такая противоречивая, умеющая совмещать несовместимое? Ничего подобного. Как сейчас помню ответы на вопросы в школьных анкетах:

- Твоя любимая группа?

- «Nirvana» и «Prodigy»

- Твоя любимая песня?

- «Don't Speak» и «Он брейт май хат».

Еще «Руки вверх» сочетались с «Металликой». Таня Буланова с ЧиЖом… А во дворах «неформальные девчонки» охотно подпевали местной шпане «Жиган Лимон, мальчишка симпатичный». И в это же время мы брали друг у друга кассеты с хаусом, чтобы переписать и устраивать потом домашние дискотеки.

Специально на «Невафоруме» завела соответствующую темку: «Музыка девяностых – это…». И вот и пара ответов:

- Рейв, гранж и рэп. Ну и махровая российская попса, оформившаяся в совершенно самостоятельное отвратительное явление.

- У нас класс делился на фанатов группы «Nirvana» и любителей группы «Prodigy». Причём все сильно конфликтовали по этому поводу. Но никто не пренебрегал послушать «Руки вверх» или Таню Буланову.

И еще небольшой блиц-опрос на заданную тему:

Эльдар Бадалов, владелец сайта «Энциклопедия шансона»:

- Музыка 90-х годов, - это «На-На», Сенчукова, «Дюна», Андрей Державин, Буланова и «Комбинация», песни которых легко тогда становились хитами. Под эти хиты танцевали на дискотеках и пели в караоке. Легкая, незамысловатая музыка с простыми текстами была востребована в эпоху хаоса, как никакая другая. В это же время активно набирал обороты шансон.

Очень популярны были Александр Розенбаум, Михаил Шуфутинский, Любовь Успенская, Владимир Асмолов, Александр Новиков. А с середины и к концу 90-х стали известными Анатолий Полотно, Михаил Круг, Иван Кучин, Сергей Наговицын, песни, которых все чаще звучали из музыкальных киосков. Тогда же и появились особенно яркие хиты шансона, вроде «Владимирского централа» и «Человека в телогрейке», которые до сих пор заслушиваются так, будто они только что появились.

Руслан Ведерников, студент ННГУ им. Лобачевского:

- Для меня музыка 90-х – это «Нирвана», «Коррозия Металла», «Оникс», «Скутер», «Красная Плесень». Но вообще, мне кажется, что временные рамки для музыки дезориентирующая классификация. Массовый слушатель приспособлен к узкому восприятию представленного разнообразия. Мэйнстрим и попсовая музыка не может стать хронометром всех 90-х. Поперёк популярного творчества всегда развивался альтернативный и авангардный андеграунд.

Илья Сакмаров, руководить клуба «Наш рок»:

- Так получилось, что моя жизнь, моя история стала отражением разных тенденций в развитии музыки в постсоветской России. Музыки, конечно, не всей, а только той, которую многие называют роком. И мне с самого детства и до сих пор наиболее близки люди, для которых рок – это независимость, внутренняя свобода и судьба. Я пережил историю последних 20-ти лет именно с такими людьми. В начале 90-х ими были те, кто слушали русский рок. Свобода внутренняя тесно переплелась с освобождением всей страны и переоценкой ценностей. В середине 90-х, когда мне исполнилось 10 лет, настал бум электронной музыки. Настоящая свобода была в сплаве живых и электронных ритмов таких групп, как Prodigy.

После 2000-го года нашу музыкальную планету настиг застой. И если представителей «Серебряного века» в начале прошлого столетия радовали революции и войны, то наш декаданс принес нам бессмысленно эстетствующих готов и инфантилизм новых эмо-панков и клабберов. Мода окончательно подменила культуру.

Время, в котором мы живем сейчас, уже не смутное. Наше время – время накопления потенциала для нового взрыва свободы. Для того, чтобы убежать от системы, теперь не нужно разрушать государства, уходить с головой в наркотики и клубные тусовки, носить кеды Конверс или кожаные плащи.

Я верю, что, как только мы с вами изживем последние пережитки несвободы, нас ждет новый расцвет искусства и культуры в России, а пока давайте вспомним, что происходило с нами последние 20 лет. Воспоминания и переживания всегда нужны для того, чтобы начать новую жизнь. Без прошлого нет настоящего и будущего. Чтобы стоять, я по-прежнему «должен держаться корней».

Свобода(София) Камеристова! | 62.221.67.198

Я не знаю точно но кажется Сергей Жуков и Алеша Потехин посветили эту песню для меня и мне она пренадлежит!

Вера | 188.18.82.158

Да уж, как сейчас помню деление на полярности - "продиджи" или Хетфилд! Засыпала я дома под "Металлику", которую брат гонял, просыпалась под "Ааа-яяяя-яяяЙ девчонка!", которой он тоже не чурался! А также не раз была малолетним свидетем подъездных тусовок любителей Шульдиньера))))