У России новая культурная столица?

Вот уже несколько дней пытаюсь сдать зачет. Пока безуспешно. Преподаватель никак не хочет принимать мой реферат о пермской культурной ситуации. Виной всему упоминание в тексте Бориса Пастернака. Точнее описание того безудержного восторга пермской интеллигенции от того, что нобелевский лауреат когда-то жил в столице Западного Урала.

Реальные национальные культурные ценности древнего города подменяются пермскими властями искусственными и нелепыми псевдо-идолами.Справедливости ради стоит заметить, что были и другие нарекания. Среди прочего упрек в «не научности» и «свободном слоге». И претензии эти, признаюсь, абсолютно обоснованы. За пять лет учебы на «филфаке» я так и не научилась писать при помощи «системы знаков, служащих средством идентификации в научном сообществе мыслительной деятельности…» Но дело не в этом. Суть в том, что я лишний раз убедилась, в каком же удивительном городе мне посчастливилось родиться.

Когда то, еще в советское время, Пермь была закрытым городом. А посему проблемы имиджа города не существовало. Но время это закончилось, оборонная промышленность стала «сходить на нет», скрывать стало нечего. И последние лет десять Пермь активно ищет свое место на карте нашей необъятной Родины. Но судя по происходящему, пока что безуспешно.

Не то чтобы рядовые пермяки как-то особенно переживали по этому поводу, но вот краевое и городское начальство… Очень власти комплексуют из-за того, что Пермь часто с Пензой путают. И это в лучшем случае. И решили чиновники, что негоже дальше в безвестности жить, пора заявить о себе миру.

Заратуштра в борьбе с динозаврами

Пермь сегодня. Компромисс с историей.Стал губернатор сотоварищи думу думать о том, каким дивом дивить гостей заморских. И на помощь пришел витязь-имиджмейкер, предложивший построить в городе «Парк пермского периода». И чтоб натурально все было. И чтоб побольше страшных ящеров в полную величину в гигантских зарослях. И место для доисторических джунглей выбрали — городская эспланада между драмтеатром и зданием Администрации края. И главное, экономичным таким проектом оказался — всего 300-400 миллионов евро. Ерунда какая.

Вот только когда казну пересчитывать стали, прослезились чиновники, и со славным прошлым распрощались.

На помощь отчаявшимся было самодержцам Перми Великой пришла городская интеллигенция. «Вы, — говорят, — уважаемый губернатор, уж больно глубоко копнуть решили. На целых 300 миллионов лет замахнулись. Скромнее, товарищ, надо быть. Вот четырые-пять тысяч лет еще куда ни шло. Вот это для истории Перми, в смысле Биармии, годится».

И тут как раз главный астролог страны объявил во всеуслышание, что на пермской земле сам Заратуштра родился, аккурат, на стыке рек Камы и Чусовой. Что тут началось. Холмик этот, где реки сливаются, отыскали, освятили, и фильм про великого пророка сняли. Да не какую-нибудь там сказку, а документальное кино!

В общем, теперь каждый пермяк знает, что детство главного арийца прошло на песчаных пляжах КамГЭСа. Вот только длилась счастливая пермская пора недолго. Толи ветер с севера подул холодный, то ли варяги с Запада теснить стали, но собрался пророк в путь-дорожку. Скакал он по Рифейским горам (которые потом Уральскими стали) скакал, да решил привал устроить под Челябинском, где открыл позже легендарный курорт «Аркаим».

А у нас в трамваях джаз! А у вас?

Пермсий Краевой Музей.Но пришли к правителям пермским научные деятели и замысел сей раскритиковали, мол, не серьезно это все, не солидно. Решили ставку на культуру сделать. Благо культурные традиции в Перми в глубину веков идут. Но пермская интеллигенция опять же глубоко лезть не стала. Кому нужен этот пресловутый пермский звериный стиль да резьба мифологических богов из дерева? Что еще за идолопоклонничество в наше просвещенное время? Имиджмейкер, подумав, что интеллигенция о массовом окультуривании толкует, предложил было в трамваях классику включать или джаз, например, дабы стать уж, наконец, культурной столицей всея Руси.

Но какой джаз, когда тут Чехов, Герцен, Пастернак! Первый, правда, в Перми был проездом. Второй был сослан, но долго не выдержал, и переехал отбывать наказание на Вятку. Классик писал потом о Перми в «Былом и думах»: «Повеситься легче, чем три месяца в этом городе прожить».

Разваливающийся пермский краевой музей.А третий волей судьбы прожил в пермских краях целых полгода. С ума сойти, нобелевский лауреат полгода под Пермью жил! Это ничего, что писатель не влюбился в Урал настолько, чтобы остаться здесь навсегда. Главное же написал ведь: «Люверс родилась и выросла в Перми…».

И Юрятин, Юрятин-то с Перми писан! Конечно, после этого важного исторического факта руководитель фонда «Юрятин», являющийся также завкафедрой журналистики пермского госуниверситета, не мог не произнести: «Пермь должна получить патент на имя Пастернака, поскольку обладает для этого всеми историческими правами».

И Дягилев как-то на задний план сразу ушел со своим балетом. Подумаешь пермяк в третьем поколении. Подумаешь «Русские сезоны в Париже». А фонд «Юрятин» тем временем стал выдвигаться на присуждение Строгановской премии. Но…

Блеск и нищета пермского постмодернизма

Заброшенные следы пермско-советской цивилизации.…Не суждено было поклонникам Пастернака «пробудить скудный и ленивый пермский культурный ландшафт, наполнить его продуктивными смыслами, создать в провинциальном сознании способность мыслить категориями мировой культуры». Это слова преподавателя, одного из координаторов фонда, с коим и имела неосторожность вступить в культурную полемику. Так вот, «юрятинцев» жестко и бесцеремонно обошли. И не кто-нибудь, а москвичи, чтоб их.

В последний год в Перми активно навязывают населению новую культурную прививку в виде актуального искусства. Под это благое дело даже здание старого речного вокзала отреставрировали. По пермской традиции только с главного фасада. Не суть, главное, что открыли там музей современного искусства. А заведовать им стал некий московский искусствовед и галерист. И стал устраивать столичный житель в музеи выставки всякие разные. Иногда хорошие, иногда не очень. А иногда и вовсе странные — с нецензурно подписанными картинами порнографического содержания. Ну и что, что постмодернизмом уже все наелись? В Перми то не было.

И все счастливы. Особенно министр культуры, он же художественный руководитель театра «Театр» (это не описка, название такое оригинальное). И заявляет чиновник на радостях с уверенностью: «Сейчас модно приезжать в Пермь. Везде только и говорят о Перми, как городе культурных новаций».

Черт его знает, а может и вправду говорят? Вдруг действительно - модно. Да и наплевать, что в Перми «культурные новации» с бараками в центре города соседствуют, а на месте памятников архитектуры короба «девятизальных» кинотеатров отстраивают. А вот Пермь взяла и сделалась по хотению властей и коммерсантов Центром Мира.

P.S. А зачет я все-таки получила.

Sulde | 94.180.41.253

Супер! Очень старнно для меня, но согласен с каждым словом этой статьи :)
Особенно, увы, про архитектуру :(

Сестра по мучебе | 188.18.82.158

тут принцип "дай дураку молиться, он лоб расшибет" сработал))))) До сих пор мне неизвестно, каким образом Анна Александровна установила, что Пастернак именно в Перми стал писать стихи и утверждал, что именно Пермь вдохновила его на это... Хотяяя.... если судить по логике, что к написанию стихотворений сподвигают шокирующие депрессивные мысли, то может быть))))

Марина Ярдаева | 92.255.148.121
Santa сказал(а):
А вот мне в Перми понравилось. От лицезрения "культурных новаций", к счастью Господь уберег.

Так и мне в Перми нравится. Родной все же город. Вот только издевательства над ним мне не понятны.

Santa | 92.101.12.208

А вот мне в Перми понравилось. От лицезрения "культурных новаций", к счастью Господь уберег.