Яхтинг как образ жизни. Настигнет ли Прикамье бум водных прогулок?

За последние несколько лет яхтинг стал неотъемлемой частью жизни для многих любителей водной стихии. Сегодня он популярен не только в странах вечного солнца. Этот вид досуга активно развивается и в менее жарких регионах. Как же это направление представлено в Перми? Об этом и о много другом мы беседуем с директором яхт-клуба «Фаворит» Сергеем Смирновым.

- Сергей Миронович, какой период можно считать началом развития яхтинга в Прикамье?

Яхтинг в Прикамье. Интервью с директором яхт-клуба.- Парусный спорт в Прикамье имеет большую историю. Развиваться он начал еще в 60-70-е годы. Именно тогда в Перми один за другим стали открываться яхт-клубы по профсоюзной линии. Самыми известными были «Бриз» при «Политехе», клуб при «Кабельщике», «Молот» при заводе им. Ленина, «Искра» при «Машиностроительном заводе». Прототипом сегодняшнего «Фаворита» был клуб «Звезда», открытый в конце 60-х годов усилиями руководства завода им. Свердлова. Главным направлением работы яхт-клубов, естественно, всегда считалось развитие детского и юношеского спорта, а не коммерческие интересы. Поэтому не удивительно, что при смене курса страны в сторону капитализма, организации, оставшись без финансовой поддержки, едва сводили концы с концами. До сегодняшнего дня дожили только два клуба «Кабельщик» и «Фаворит», остальные были либо проданы и перепрофилированы, либо превратились в закрытые частные дома.

- Наверное, этот процесс был характерен и для других регионов, однако вряд ли и сегодня положение у всех одинаковое? Какое место занимает Пермь по развитию как любительского, так и профессионального парусного спорта?

- Да действительно. В некоторых городах интерес к этому виду отдыха неуклонно растет. В Тольятти сосредоточено порядка десяти яхт-клубов. В Екатеринбурге, не смотря на то, что там практически негде гоняться (и поэтому едут к нам), развито яхто-строение (о производстве говорить пока не приходится), инициируется много соревнований. Я уж не говорю о Москве и Петербурге. У нас этот вид отдыха еще не получил такого распространения. Где-то постепенно учатся на этом зарабатывать, нам до рынка еще далеко. Тусовка яхтсменов в нашем городе напоминает некое сообщество особенных, увлеченных людей. Они обмениваются между собой всей информацией: где достать хорошую яхту, у кого и на что можно обменять сопутствующие к судну товары, как правильно ухаживать за своей любимицей. Впрочем, это не означает, что человек, желающий научится ходить на яхте, но не имеющий знакомых в этом сообществе, не может окунуться в этот мир. Вся эта информация крутится и у нас. Здесь же можно пройти курс молодого бойца: теоретические курсы вкупе с практическими занятиями. Яхту мы также можем подыскать через своих единомышленников в Екатеринбурге.

- Что же получается? В наш век, когда не удивишь уже никаким товаром, дефицитом остаются яхты?

- Есть компании, которые работают через Интернет, там можно заказать новую яхту или катер зарубежного производства, но это долго и дорого. Существует рынок поддержанных яхт, привезенных из-за границы (преимущественно из Польши) еще в советские годы. Другой вариант заказать сборку яхту, он то, как раз более востребован. Все-таки в новых яхтах больше нуждаются спортсмены или уж совсем фанаты.

- Кстати, о спортивной составляющей, есть у нас яхтсмены профессионалы?

- Конечно. Так экипаж во главе с Виталием Таракановым и Алексеем Бушуевым даже рассматривался в качестве претендента на Олимпийские игры. Эта команда не раз участвовала во всероссийских и международных соревнованиях и добивалась отличных результатов. Правда, с резервом пока нет четких определенностей. Во всем городе сосредоточена только одна спортивная школа, работающая на базе нашего яхт-клуба и имеющая отделение парусного спорта. Занимаются там 50 детей, понятно, что по-настоящему «выстрелят» только единицы.

- В чем еще заключается работа вашего яхт-клуба?

- В первую очередь, это, конечно, предоставление мест для стоянки частных яхт и катеров и их соответствующее обслуживание. Мы можем предложить все необходимое зимнее и летнее обеспечение (понтоны, подъемное оборудование, средства для ремонта). Наши сотрудники могут осуществлять уход за яхтой, если ее хозяин долго отсутствует. Естественно, организованы и условия для отдыха: ресторан, бар, приезжающим издалека предложат номера в гостинице.

Также в деятельность яхт-клуба входит организация и проведение различных соревнований. В год проходит шесть основных стартов: гонки в честь открытия сезона, состязания в День года, Кубок Камы, старты в День Военно-морского флота традиционная многодневная Чермозская гонка и соревнования, закрывающие сезон. Мероприятия собирают до 25 взрослых экипажей и 10-12 детских команд.

- И последний вопрос, что, по-вашему, необходимо сегодня для развития яхтинга в Прикамье?

- Я думаю, со временем как в Прикамье так и во всей стране настанет настоящий яхтенный бум. Все к этому идет, нужно лишь не мешать этому процессу. Когда-то, например, был бум моторных лодок. Их начали продавать, сначала привозили из-за границы, потом наладили собственное производство. Соответственным был и спрос, иметь моторную лодку считалось модным и престижным. Потом, правда, наши экологи посчитали, что это наносит вред окружающей среде и все тут же свернули. Сейчас уже наблюдается повышенный интерес к небольшим катерам, и теперь их можно купить не только за рубежом, хорошее производство наладили в Костромской области. Так что, очевидно и всплеск парусного спорта не за горами.