Торговые центры растут как грибы. Но в этом не наша заслуга.

Нюансы и преграды ранка коммерческой недвижимости в Уральском городе Пермь.Сегодня расширение рынка коммерческой недвижимости играет огромную роль в любом бизнесе. Залог успеха и рентабельности любой компании, работающей в этой сфере - невысокая стоимость строительства и короткие сроки. Иначе говоря, торговые залы, выставочные центры магазины тем больше принесут прибыли, чем быстрее и дешевле обойдется их строительство, и конечно, при этом здания должны отвечать всем требованиям безопасности. Благо российский рынок строительных материалов и технологий может предложить нашим застройщикам много вариантов. А как ситуация складывается на строительном рынке Прикамья.

Под гнетом Турции

Долгое время считалось, что строительство крупных торговых центров и офисных зданий в Перми - прерогатива московских и зарубежных компаний. Так генподряд на строительство 3 года назад гипермаркета «СемьЯ» достался турецкой компании Suma. Строительством недавно открывшегося торгово-развлекательного центра «Колизей» занималась русско-турецкая компания «Реннейсанс-Контракшн». Инвесторы крупных объектов недвижимости указывают на то, что иногородние компании выполняют заказы качественнее и быстрее местных строителей.

К примеру, гендиректор инвестиционной компании «Еврокапитал» Лариса Копысова рассказала в интервью радиостанции «Эхо Москвы в Перми», что пермские строительные компании, участвовавшие в тендере на строительство торгового комплекса на улице Революции, обещали выполнить работы минимум за два года. Турецкая же фирма «Yenigun», ставшая в итоге генподрядчиком проекта стоимостью $12,6 миллионов, гарантировала, что уложится в 13 месяцев. Эта же компания выступила генподрядчиком торгового комплекса площадью 30 000 кв. м на ул. Мира по заказу группы DVI.

Почему же пермские застройщики в раз оказались второстепенными игроками на рынке? А еще раньше стройплощадки иногородним фирмам в городе не отдавались совсем. Это-то, по мнению специалистов, и расслабило местных строителей. Они стабильно получали заказы и не развивали новые технологии. Ожидалось, что после бурной деятельности пермские застройщики начнут-таки суетиться. Что происходит сейчас? Активизировались ли пермские строители?

Локальное оживление

Приведя в пример построенный за полгода торговый центр «Алмаз», построенный пермской компанией «Сатурн-Р», можно было бы смело заявить, что дело сдвинулось с мертвой точки. Но, увы. Это, скорее, лишь исключение из правил. Так гендиректор строительной компании «Камская долина» Андрей Гладиков согласился в своем интервью «Эху Москвы в Перми», что иногородние строители привлекательнее для заказчиков, потому что те обладают большим опытом, современными технологиями и берут на себя финансовые риски. В основном пермские застройщики предпочитают реализовывать собственные проекты, в которых выступают и заказчиком и подрядчиком.

Естественно объемы строительства не столь масштабны, чем у иногородних конкурентов, а сами строящиеся объекты не столь впечатляющи, как «СемьЯ» или «Колизей». Конечно, пытаются пермские компании осваивать и новые технологии. К примеру, фирма «Камтрансстрой-плюс» реализовала несколько проектов с применением монолитного и каркасно-монолитного способа, что позволило сократить сроки выполнения работ с 2-2,5 лет до 1,5.

Из чего строить будем?

Не радует разнообразием и пермский рынок производства строительных материалов. В этом признаются и сами компании-производители. Так, к примеру, начальник коммерческого отдела ЗАО «Пеноситал» Борис Нейман оценивает рынок как достаточно слабый: «Сегодня нет никакого прорыва. Мы проигрываем не только зарубежным производителям, но и ближайшим соседям Екатеринбургу. В рейтинге всех российских регионов Пермь расположилась бы где-то на последних строчках. Новинки практически не появляются».

Грустно, хотя сам «Пеноситал» как раз таки может похвастаться выпуском эксклюзивного продукта. Имя ему пеностекло - материал, изготовленный из стеклянного боя, песка, соды и воды. Спектр его применения чрезвычайно широк: блоки и плиты в качестве конструкционных или отделочных материалов, утеплитель внутри и снаружи стен, кровли и пола. Использовать его можно как для строительства коммерческой недвижимости, так и для жилых домов, и даже резервуаров и трубопроводов. Кроме того, его использование в целом обходится дешевле. Чем применение традиционных материалов.

Менеджер по активным продажам компании «Металл-профиль Урал» Евгений Свинцов рассказал, что их предприятием была разработана новая система вентилируемых фасадов, также сертифицировали систему «Керамогранит», использование этих новинок, по его утверждению, обойдется дешевле импортных аналогов, при этом качество останется таким же. В общих чертах он оценил пермский рынок, как развивающийся: «Все компании пока держаться примерно на одном уровне, крупных игроков на рынке не много. Также все стараются придерживаться одинаковой ценовой политики. Никто никого не «демпингует», поэтому нет и острой конкуренции».

Также ряд респондентов не стали отрицать того, что застройщики все же пока предпочитают использовать продукцию компаний из других регионов. К примеру, стеновые панели наши строители заказывают у Самарского и Московского заводов, но не потому, что они гораздо качественнее, просто эта продукция обходится дешевле.