Временщик или специалист. Кому отдаст предпочтение реформа ЖКХ.

Прогнозы и ожидания на фоне реформы жилищно-коммунального хозяйства.У собственников жилья остается все меньше времени для раздумий над формой управления своим имуществом. Либо владельцы жилплощади объединяются в ТСЖ и выбирают управляющую компанию, либо за них это сделает государство.

Вот о втором случае, точнее о том, каким образом наши власти будут способствовать продвижению частников на рынке и пойдет речь. Тем более, что исполняющий обязанности главы города Игорь Шубин на одном из брифингов уже обмолвился о грядущих изменениях условий конкурсов для управляющих компаний и выстраиванием новых отношений власти с частными операторами. Так в чем же суть изменений, и какие новые возможности открывают они на рынке ЖКХ.

Изменить предлагается то, чего раньше не было совсем

Прежде чем давать прогнозы, о том как может развиваться ситуация в сфере коммунального хозяйства, правильнее было бы разобраться с тем что происходит на рынке сейчас, а именно каковы критерии сегодняшних тендеров, и что конкретно планируется изменить.

Как это ни странно, но прояснить ситуацию не смогли даже в городском управлении ЖКХ. На мой достаточно объемный запрос, пресс-служба управления выслала весьма скромный, как по объему, так и по содержательности, ответ (если его конечно можно назвать таковым). В сообщении значилось: «Согласно ст. 161 ЖК РФ, жители многоквартирного дома должны выбрать способ управления своим домом, если до 1 января 2007 года жители не выберут способ управления многоквартирным домом либо выбранный способ не будет реализован, орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ, проведёт открытый конкурс по отбору управляющей организации. На сегодняшний день, данный порядок Правительством РФ еще не утвержден». Вот собственно и все.

Еще больше запутавшись, я решила обратиться в районные управления ЖКХ, справедливо предположив, что уж на местах то должны быть в курсе. Так первый заместитель главы администрации Мотовилихинского района Сергей Мальцев рассказал, что по сути никаких изменений не произойдет, так как менять особо нечего. В настоящее время тендеры, как таковые, практически не проводятся (был проведен лишь эксперимент с микрорайоном Крохалева-Владимирский - прим. Авт.). В основном просто продляются договоры с уже работающими подрядчиками. В дальнейшем же предстоит провести открытый конкурс на управление домами, жильцы которого не выбрали компанию самостоятельно. И опять ничего о принципах выбора оператора.

Город проводит набор управленцев с опытом

И тем не менее, пообщавшись с директорами действующих управляющих компаний, ситуация несколько прояснилась. К примеру, к грядущим изменениям уже вовсю готовится руководитель компании «Жилсервис» Олег Дворцов. По его словам, в открытом конкурсе сможет поучаствовать любой желающий попробовать себя в сфере коммунального хозяйства, но преимущество, скорее всего, будет отдаваться операторам, уже имеющим некоторый опыт работы. И это, по мнению директора «Жилсервиса», правильно, так это обеспечит приход на рынок серьезных организации, знающих свое дело, и исключит проникновение в эту сферу «временщиков».

Но отнюдь не все частники смотрят на реформу с подобным оптимизмом. Поговаривают, что условие наличия опыта у компании лишь затормозит развитие рынка. Логика железная: на сегодняшний день в Перми функционирует лишь пять зарекомендовавших себя фирм, и чуть больше мелких контор, только-только пришедших в этот бизнес.

Для того чтобы обеспечить эффективным управлением дома в каждом микрорайоне число компаний должно увеличиться в десятки раз. Вопрос: где найти столько «опытных и знающих» операторов. Ответ: скорее всего в роли управляющих компаний выступят сегодняшние «ГУПы» и «МУПы», которые лишь изменят форму собственности и названия. Уж кто, как не они себя уже «зарекомендовали». То есть, по сути, на рынке ничего не изменится. Смогут ли неэффективные, но «опытные» организации обеспечить повышение качества предоставляемых услуг, да еще в ракурсе сдерживания тарифов? Вопрос, думается бессмысленный.

И действительно, надо же куда-то пристроить управленцев старой закалки. А то еще чего доброго без работы останутся, ведь ничего другого делать они не умеют, впрочем, и своему дело, судя по всему, обучены плохо. И это, не смотря на явные преимущества перед частниками. У муниципалов ведь и с помещениями проблем нет, и к власти они поближе.

Но есть и другое положение, которое гласит, что собственники жилья, которых не устроит навязанная властями компания, могут собраться в любой момент и заявить о переизбрании управленцев. Можно себе представить, что начнется при существующем дефиците организаций на этом рынке. Новые, при этом весьма сомнительные фирмы, расплодятся как грибы после дождя. То есть произойдет как раз то, от чего сегодня хотят уберечь потребителей (в смысле всех нас) чиновники - приход временщиков. И в лучшем случае это будет засилье просто неэффективных компаний (что происходит и сегодня), В худшем образуется широкое пространство для всевозможных аферистов, желающих нагреть руки на нас с вами.