ЖКХ: нет проблем. Почему же потребитель не заметил перемен?

Глава Минрегионразвития Владимир Яковлев, говоря недавно о необходимости перевести все предприятия в сфере ЖКХ в частную собственность, подчеркнул, что сейчас они находятся в полуобморочном состоянии, рынка как такового нет, и не созданы условия для появления на нем представителей малого и среднего бизнеса.

О приватизиции предприятий в сфере желищно-коммунального хозяйства.А вот в Перми, по мнению пресс-секретаря управления по жилищно-комунальному хозяйству Дмитрия Ведяева (сам начальником управления Сергей Касаткин сейчас на больничном), рынок среди частных подрядчиков уже практически сложился.

На сегодняшний день в нашем городе, по его словам, осталось только два муниципальных предприятия. Что же получается, мы впереди планеты всей? Или может количество опять доминирует над качеством? Что же представляет собой этот сформированный рынок, и какое место на нем занимает малый и средний бизнес?

Малому бизнесу остался лишь мусор

Если говорить о разделении сфер влияния, то в этом плане рынок, похоже, действительно сформировался. Все крупные сегменты рынка ЖКХ давно поделены, и менять что-либо здесь уже бесполезно. Так на снабжение города водой, по оригинальной формулировке того же Дмитрия Ведяева, «естественной локальной монополией» обладает ООО «НОВОГОР-Прикамье». Газ в руках ОАО «Уралгазсервис». Большая часть тепло-энергокомплекса захвачена компанией ОАО «Пермэнерго», и лишь малая доля бывшего муниципального предприятия «Гортеплоэнерго» передана в аренду предпринимателям средней руки владельцам фирм типа ООО «Пермгазэнергосервис», и недавно отсоединившейся от них ООО «Пермгазэнергосервис-ПМ».

Свободной для малых и средних предпринимателей осталась лишь сфера ремонта и обслуживания зданий, то есть все что связано с ремонтом водопроводных сетей, устранением аварий, приведением в порядок подъездов, вывозом мусора. Вот в этой-то области услуг как раз еще не все ясно и понятно, и говорить о рынке пока все же преждевременно. Впрочем, на этот счет есть и другие мнения. Так директор индивидуального предприятия Виталий Никуров говорит: «Все уже стабилизировалось, проблем практически не осталось, сфера обслуживания занята и, судя по уровню конкуренции, продолжает развиваться. Качество услуг растет, это можно отследить по динамике сокращения жалоб от населения».

Правда потом предприниматель оговорился, что по части прибыльности ЖКХ сегодня проигрывает, и сегодня это, мол, и бизнесом то назвать нельзя. А вот Валентина Бусыгина, считает, что без материального стимула никак нельзя, ведь именно он способствует повышению качества, но есть некоторые проблемы: « в нашем деле главное оперативность, но, к сожалению, многие процессы тормозит согласование большинства вопросов с жилищной службой. На сегодня нет четкого разделения функций между заказчиком и подрядчиком - это, пожалуй, основная проблема. Точку в этой полемике поставил как ни странно директор муниципального предприятия «Экском» Сергей Шалобот: «Да преимущество частников над муниципалами налицо, они более эффективно используют средства, мобильнее в управлении, но проблем у них хватает. Это и неплатежи, и ужесточение налогового законодательства (месячный разрыв между сроком уплаты налогов и поступлением платежей мало кого волнует), и износ жилищного фонда. А высокая конкуренция, объясняется лишь тем, что в ЖКХ сегодня приходит много дилетантов-временщиков. Правила игры четко не сформулированы, так что говорить о каком-то рынке пока бессмысленно».

Спрос - величина постоянная, качество - переменная

Наиболее полно высказался директор вышеупомянутой компании «Пермгазэнергосервис» Евгений Ремпель. Его мнение, кстати, интересно уже тем, что его фирме то, как раз, и приходится конкурировать с монополистом «Пермэнерго». Так вот он считает, что качество жилищно-комунальных услуг очень медленно, и пусть с переменным успехом, но все-таки повышается. Для этого прилагаются усилия компаниями-операторами, но вывести сферу ЖКХ из кризиса за пару лет не получится, для этого нужны серьезные инвестиции и время.

В целом, сегодняшнее состояние сферы ЖКХ директор «ПГЭС» оценивает как тяжелое. Причины этого он видит в долгом сроке неэффективного управления и отсутствия инвестиций со стороны собственника, то есть государства. Сегодняшние сложности, по мнению Евгения Ремпеля, заключаются в отношении с чиновниками на местах, которых интересует только материальная сторона вопроса, а отнюдь не в пробелах и противоречиях законодательства. «При этом нельзя говорить, что работать частникам приходится начинать с нуля и даже, несмотря на износ основных фондов и истекший срок эксплуатации оборудования. Постоянной величиной здесь является спрос на услуги. Приход в эту сферу частных компаний постепенно решает накопившиеся проблемы: ведутся ремонты тепловых сетей, проводится замена и модернизация оборудования, внедряются новые технологии, позволяющие оптимизировать затраты и сокращать энергопотери. К примеру, внедрение в Кунгуре мини ТЭЦ на базе ГТУ «Урал-4000» позволило снизить себестоимость электро- и тепловой энергии, и создало условия для бесперебойного снабжения жителей горячей водой в летний период».

Будем рассуждать, или работать?

Хочу в Кунгур. У меня лично не смотря на то, что живу в относительно не старом десятиэтажном доме, проблемы с горячей водой постоянны, могут отключать по три раза на неделе, причем вместе с холодной. Могут отключить свет, постоянно ломается лифт. Все мои попытки выяснить, какая же компания (частная или вымирающего вида, в смысле муниципальная) обслуживает микрорайон и конкретно дом, в котором я живу, не увенчались успехом. В жилищной службе мне сказали перезвонить секретарю, у секретаря постоянно занято. Но буквально в эти выходные мне на глаза попалась одна районная газета, на последней полосе которой я увидела незамысловатые строчки «ЖКХ: инструкция по применению».

На мое счастье в опубликованном ниже материале сообщались и координаты жилищных служб и обслуживающих организаций нашего района. Среди них я увидела, и знакомый до боли номер злосчастного «Домкома», с аббревиатурой ООО. Все понятно меня тоже обслуживает частник, но качество услуг при этом оставляет желать лучшего.

Казалось бы, все так просто - взять и раз и навсегда починить трубы во всем подъезде сразу, а не заниматься точечным ремонтом, дающим временный эффект, или отремонтировать подъезд, и дабы защитить его после этого от посягательств любителей граффити, сразу установить железную дверь. Краснокамская фирма «Уралкомп», к примеру, именно так и работает, их девиз - лучше потратить больше средств в начале, чем расплачиваться потом за некачественную работу. Со временем все проведенные работы окупаются, и жильцы довольны.

Кстати, благодарных жителей я видела лично, когда брала интервью у директора компании Аркадия Колоколова. Помню, он тогда сказал: «Можно долго сидеть и рассуждать о недостатках жилищного кодекса, об отсутствии поддержки со стороны власти, о развале отрасли. А можно просто работать, принимая существующие условия, а иногда и подстраивая их под себя».

Все, теперь хочется уже в Краснокамск.